Главная → Тяжел для всех полетов груз
Эксклюзив25.02.2016
Тяжел для всех полетов груз Иногда мы думаем, что жизнь преподносит нам ненужные испытания, ан нет – это оказываются очень нужные шаги в направлении осуществления наших желаний. Так уж получилось у Анатолия Михалицына, что армия исполнила его заветную мечту, которая, казалось, была неосуществима. Коренной новоуралец Анатолий окончил школу 43 и поступил в Рижский краснознаменный институт инженеров гражданской авиации по специальности инженер-механик эксплуатации самолетных двигателей. Его всегда притягивало небо, но пришлось выбрать не лётное училище, а авиационный институт. «У меня была небольшая проблема с ухом, - вспоминает Анатолий, - вот и подумал, что медкомиссию в военно-летное не пройду, поэтому поступил в гражданское». Отучился в Риге, отработал три года в Магнитогорском аэрофлоте начальником смены. Женился. Молодая семья жила в 6-метровой комнатке в гостинице. Жилья не предвиделось. А родной Новоуральск поманил надеждой: «Мать написала, - рассказывает Анатолий, - приезжай, на ЗИЛе квартиры дают. Я уволился, приехал, устроился мастером-механиком на ремонтную базу в автотранспортный цех, где и работал до 82 года». В десятых числах ноября 1982-го Анатолию, к его огромному удивлению, пришла повестка из военкомата. Разговор был короткий: - Ребята, а что это? Мне через три месяца тридцать! А вы меня берете в армию! - Разнарядка пришла, а по этой специальности ты один в городе! На службе в Екатеринбурге пригодились знания, полученные на гражданке в аэрофлоте, словно трех лет на ЗИЛе и не было. Через год Анатолию предложили после срочной остаться в армии. На что он выдвинул условие: «Если на летную должность выведут, то есть буду бортовым техником». На том и порешили, но отправили в Кустанай. - Я был счастлив до безумия! Моя мечта исполнилась. Я – бортовой техник самолета! Я буду летать! На АНах, которые я хорошо знал, - вспоминает Анатолий. – До этого я был наземным техником. Летчики на гражданке как таксисты: взяли машину, рейс сделали, машину бросили и ушли. А наземный состав ковыряется с этой машиной. В армии по-другому. Техник самолета – это директор. Вся техническая часть - на бортовом технике самолета. У него есть механик, который с ним летает, наземный техник, но за всю исправность самолета отвечает бортовой техник: и в небе, и на земле. В 1988г. бортовой техник Михалицын в составе своего экипажа ушёл в Афганистан. Полк, в который определили экипаж, стоял в Кабуле и был смешанным. В него входили АН -12, АН-26 и вертолеты охранения МИ-8, МИ-24, которые все называли вертушками. До сентября экипаж летал на ретрансляторе, барражировали по 11 часов в день в районе Кабула, на высоте 9 тысяч м в радиусе 10 км, обеспечивая так необходимую в высокогорном сложном рельефе качественную связь. Один из таких вылетов получил высокую оценку командования. Анатолий Олегович так комментирует это событие: - За этот полет я был награжден медалью «За боевые заслуги». Наш самолет-ретранслятор летел в сопровождении двух вертолетов. Мы шли на 9 тысячах, а вертушки – «по земле». Штурман увидел выстрел «стингера» (реактивный снаряд. – Прим.авт.). Естественно, летчики сделали противоракетный маневр. Вертушкам передали координаты выстрела. Они развернулись и отработали это место. Так, благодаря быстрому реагированию всей команды остались живы люди и боевые машины. Такие моменты, когда жизнь висит на волоске, заставляют больше ценить каждую минуту, каждую секунду бытия. Поэтому, наверное, в свободное время, когда были вместе всем экипажем, много хохотали и пели. До сих пор как дорогую реликвию Анатолий хранит песню, написанную для него хабаровским экипажем на День рождения. Автор слов Александр Проскурин сказал то, что было запрятано глубоко в сердце: «…Тяжел для всех полетов груз, а там - семья, а там – Союз! Тебе сегодня тридцать шесть, да и седых волос не счесть. Но ты сегодня молодец: ты знаешь, что войне конец!» Хабаровский экипаж! С ним у бортового техника связаны особые воспоминания: В июле 1988 года Анатолию предложили стать старшим бортовым техником-инструктором. Проходил обкатку. - Когда экипаж новый приходит, - объясняет Анатолий, - их обкатывают, так как заход на посадку и взлет совершенно другие, не так, как в Союзе. В Союзе все делается плавно, широко. А там, в Кабуле, полоса, во-первых, между гор. Во-вторых, на горах сидят моджахеды. Всё зауживается. Его так и называют «Афганский заход». При посадке самолет буквально на крыло сваливается. Всё, камнем вниз летит, летчик даже полосы не видит. Ему штурман показывает. И потом перед самой полосой самолет выравнивается и садится. Не каждому дано! Кто-то это воспринимает как нормальное, кто-то – нет! Этому тоже надо учиться! Второй самолет, на котором Анатолий служил в Афганистане, тоже АН-26, только спасатель, который перевозил раненых. В Афганистане капитан Михалицын прослужил меньше года. Прибыл их экипаж в апреле 1988 г., а вернулся 27 января 1989. До вывода войск оставалось совсем немного. - Во время заварухи в Кандагаре наш АН-спасатель получил приказ: прибыть в аэропорт Кандагара. Мы, конечно, прилетели. Было это ночью. Днем никто из транспортной авиации не летал. Зарулили в самый угол, чтобы не мешаться АН-12, притаскивавшим танки и боеприпасы. Вышли из самолета. Холодно. Сели у костра, греемся. И тут – реактивные снаряды. Один РС упал под крыло нашего самолета, а один – за нами. Ладно, там баня была, то есть все осколки в баню попали. От самолета вообще ничего не осталось. Война для них гибелью самолета закончилась. До вывода наших войск оставалось полмесяца. В Афганистан Анатолий Михалицын пришел старшим лейтенантом, а ушел капитаном. У него 300 боевых вылетов, 800 часов афганский налет. Возвратившись на место постоянной службы в Кустанай, капитан Михалицын, отслужив еще пять лет, демобилизовался в 1994 и приехал в родной Новоуральск, где работал в авторемонтной мастерской, учителем ОБЖ, таксистом, водителем «Газели», автопогрузчика. Но что бы он ни делал, Афганистан, по его словам, вспоминается, практически каждый день. Чаще всего, когда встречается с боевыми друзьями или смотрит телевизор: «Афганские варианты во всем: будь то криминальные передачи, передачи про любовь – все равно вспоминается. Хоть был в Афгане меньше года, впечатлений хватило!» Светлана МИХАЛЕВА
Комментарии: Написать комментарий
|
Опрос |