Главная » Мыслить телом и быть щедрым

Культура

28.04.2017

Мыслить телом и быть щедрым

 

– Меня, наверно, судьба привела, – говорит Надежда Секачёва, балетмейстер-постановщик Театра музыки, драмы и комедии. – Сама нашла эту дорогу. Никто меня не заставлял... Я благодарна судьбе, что привела меня в мир танца. Мне очень повезло с педагогом-хореографом, который сумел во мне что-то разглядеть, заинтересовать меня...

Танцами Надежда занимается с восьми лет. Случайно наткнулась в местной газете (жила тогда в посёлке городского типа Суксун) на объявление, где говорилось о приёме на хореографическое отделение Детской школы искусств. Показала объявление маме, сказала: «Хочу». Мама поначалу скептически отнеслась к выбору дочери, отговаривала.

– Один момент был печальный, – вспоминает Надежда. – К нам приехала художественный руководитель хореографического училища Перми Сахарова Людмила Павловна. Знаменитая на весь мир школа. И руководитель известный. Приехала показывать мастер-класс со своими ученицами. Я как раз только пришла на отделение. Мой педагог показала меня Людмиле Павловне, спросила: «Стоит ли поступать?». Она ответила: «Да, всё прекрасно, приезжайте на официальный набор». Я летела на крыльях счастья домой. «Мама, меня берут в школу, мне надо ехать». Я не боялась на тот момент никаких трудностей. Надо было переехать в Пермь, жить в интернате, далеко от семьи, но меня это не страшило. А мама сказала: «Выбрось это из головы! Как я могу тебя отпустить в столь раннем возрасте?!». Я долго её уговаривала, плакала, но мама не отпустила. Я думала: всё, балериной мне не быть, в театре не работать...

А потом... Надежда с отличием окончила школу искусств, с лёгкостью поступила в Пермский областной колледж искусств и культуры, получила специальность «педагог-хореограф, руководитель танцевального коллектива»... И всё время хотела танцевать в балете, именно классический танец. Грезила этим, собирала вырезки из газет, фотографии балерин, интересовалась их биографией, изучала историю хореографии, балета.

На последнем курсе на экзамен приехали директор Театра оперетты Урала Белых Марина Вячеславовна и главный балетмейстер театра Караханова Тамара Григорьевна. Посмотрели и нескольких человек пригласили. С 2004 года Надежда работает в новоуральском театре. Боялась, сомневалась, но... судьба сложилась достаточно легко, хорошо приняли.

Проработав несколько лет в театре, поняла, что знаний, которые получила, не хватает, надо развиваться. Поступила в челябинскую академию культуры и искусств. Специальность – художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель... Сейчас ещё в Детской школе искусств, на отделении «Хореографическое творчество», преподаёт.

 

«Чтоб сцена провалилась сквозь землю…»

– Что привлекло в профессии?

– Наверно, красота, грациозность. Преодоление трудностей. Выход на сцену – это всегда стресс. Нравится смотреть, повторять. Я дома сама с собой танцевала, сочиняла танцы. Причём не сольные, а на группу. Представляла, что передо мной много танцоров, и ставила композиции. Танцевала за всех. Все партии – дуэты, соло – всё в голове держала.

Расскажите о своих работах в театре.

Мне нравится танец, и народный, и классический, и современный, и фольклор. С удовольствием работаю в разных направлениях. Первая моя работа в качестве балетмейстера – «Волшебное зеркало», новогодняя сказка. Я ставила хореографические номера с театральным отделением школы искусств. Режиссёр – Евгений Недокушев, экс-солист нашего театра. Далее – спектакль «А не пришить ли нам старушку?» с Алексеем Истоминым, режиссёром из Санкт-Петербурга. Много почерпнула. Интересной была работа над спектаклем «Весёлая вдова» с Василием Вавиловым. Всегда интересно работать с умными людьми, с профессионалами. «Последний секрет Шахерезады» самая, на мой взгляд, душещипательная история. Радостный и в то же время волнительный спектакль. Ну, и весёлый. Я насмеялась! А на сдаче спектакля заплакала...

А какая постановка с вашим участием любимая?

– Пожалуй, «Ночь перед Рождеством». Было интересно работать. Музыка, проникающая глубоко в тебя, побуждающая к танцу, будоражащая. Сольный номер там замечательный, сложный, характерный. Исполняли его с Антоном Бабушкиным. Надёжный харизматичный партнёр. Ну, и массовые номера великолепны...

– А наиболее сложные постановки?

– Для меня это те, которые не цепляют. Исполнитель не соответствует хореографическому материалу, который я предлагаю. И музыка не будоражит. Такое было нечасто.

Какой выход на сцену особенно запомнился?

– Это, наверно, невыход. Самый мой первый выход – это невыход на сцену. Мы долго готовились, старались. Когда приехали (мы выступали на выезде)... я, стоя за кулисами, почувствовала такую дрожь в теле. Поняла, что... Просто пожелала: «Господи, сделай что-нибудь, чтобы не выходить. Чтоб сцена провалилась сквозь землю». Паника. Страх. Я – в предобморочном состоянии. И вдруг... музыка не включается. Подбегает педагог и говорит: «Девочки, сегодня не выступаем. Фонограммы нет». А потом я перетряслась, переболела боязнью сцены, и как-то легко и просто всё получалось. Чем чаще выходила на сцену, тем больше меня накрывала волна адреналина, тем больше желания возникало отдавать свои эмоции зрителю. Получала отдачу и понимала, что не зря это делаю.

Движения – со смыслом

– Танцоры имеют право голоса?

– Первостепенной, конечно, является работа постановщика. В то же время хореографический материал нужно адаптировать к исполнителям. На деле может получиться совсем не так, как представляешь. Когда что-то не получается, идёшь от артистов, от исполнителей. Они могут что-то подсказать. Даже если неправильно, всё же предлагают. Являются соучастниками постановки. Приятно, что они не остаются в стороне. Исполнитель должен делать то, что от него требуют, если не получается, предложить что-то своё либо не мешать... У каждого – своя физиология, своё настроение. Артисты – те же дети, требуют внимания, поощрения, одобрения. Когда не получают этого, капризничают, вредничают. Но! Чаще помогают.

Есть какие-то принципы подбора танцоров?

У нас не столь многочисленный состав труппы (шесть девочек и восемь молодых людей), поэтому работаю со всеми. Если массовые номера, выбирать не приходится. А если сольные кусочки, то по способностям, по психофизическим особенностям. И так: с кем проще, с кем интереснее. Понимаешь, что человек будет отдавать себя делу, а не свои личные амбиции удовлетворять.

Какими качествами должен обладать артист балета?

– Должно быть отменное здоровье, физическое и психическое… Интеллект, позволяющий наполнить движения конкретным смыслом. Необходимо мыслить телом, придавать значение каждому движению. Не просто танец ради танца, движение ради движения. Всё имеет смысл. Плюс трудолюбие, стремление стать лучше… Прежде всего, артист должен научиться отдавать себя, не жалеть себя, быть щедрым на чувства, на эмоции. Тогда возвращается всё в большей мере. Артисты, которые отдают себя, сохраняются долго молодыми, красивыми и стройными, чувствуют гармонию с собой. А если экономишь и чем-то недоволен, тогда что-то болит, не получается, злость копится, хочется большего, а не можется.

А балетмейстер?

– Балетмейстер сложная профессия, требует знания законов композиции танца (закон единства музыки и хореографического текста, закон контраста и др.). Всё должно строиться от простого к сложному, по законам драматургии: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Качества – те же самые. Ещё умение слышать, чувствовать. Чувствовать коллектив, музыку, энергетику зала...

 

В образе каждого и на месте зрителя

– Для вас что главное в танце?

– В танце главное – психологическая составляющая. Если радость – то радость. Если грусть – то грусть. Нужно что-то выражать. Терпеть не могу такие танцы, когда что-то делают, двигаются, ноги поднимают, крутятся, а смысла не могу увидеть, не могу понять, что чувствуют артисты. Мне становится скучно. «Хореография» в переводе с греческого – «пишу танец». Ты пишешь какую-то историю. Меняются чувства. Не могут быть на протяжении всего номера одни чувства. Если тоска, то в этой тоске какие-то оттенки меняются. Или радость. Она может быть удивлённой, лирической, скромной или ярко выраженной. Тогда смотреть на исполнителя интересно. Балетмейстер должен обладать хотя бы минимальными знаниями психологии зрительского восприятия. Когда ставишь танец, ты должен представлять себя на месте зрителя: как он будет это видеть, с какого места в зале, с балкона или с первого ряда...

– А что интереснее – танцевать или ставить танец?

– Во всём свои плюсы. Танцевать – свой интерес. Ты проявляешь себя. Отвечаешь только за себя. Ну, и за партнёра, с которым взаимодействуешь. А балетмейстер отвечает за всех. Он протанцовывает все партии, все роли, вживается в образ каждого. Начинаешь чувствовать исполнителей. Сочиняя ту или иную комбинацию для актёра, я уже знаю, как он это сделает, что скажет, как отреагирует. Поработав однажды с людьми, уже знаешь их физиологию, психологию. Чем дальше, тем проще…

Екатерина ГИЛЯЗОВА

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 
Людмила
30.04.2017, 00:21:37
Очень хорошее интервью! Ходили на спектакли нашего новоуральского театра. Прекрасная работа балетмейстера в "Шахерезаде", и в "Не пришить ли нам старушку" - очень хорошо, ярко и динамично смотрится массовый номер. Удачи Надежде во всех начинаниях. Спасибо за красоту на сцене.

← список

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.