ГлавнаяЧёрно-белая магия

Наше творчество

18.12.2014

Думаю, именно так можно определить искусство гравюры. В нём используются всего два цвета: чёрный и белый. Но мастера гравюры компенсируют аскетизм изображения глубиной вложенного в него смысла. Каждый штрих на гравюре требует от художника кропотливого труда, поэтому он не может распыляться на случайные мазки, которые мог бы позволить себе при рисовании красками. Каждое движение резца по линолеуму или иглы по металлу точно выверено, потому что его нельзя исправить. Отсюда и особая энергетика гравюр. Они – как своеобразное послание художника зрителю. Чтобы их понять, надо всматриваться и вдумываться.

Возможность поразмышлять над творчеством художников-графиков даёт новоуральцам выставка, которая открылась некоторое время назад в студии искусства «Акварель». На ней представлены произведения Льва Вейберта, его супруги Надежды Никулиной, Миши Брусиловского, Виталия Воловича, Владимира Шишигина. Всего 30 работ, которые предоставили из своих личных коллекций руководитель студииТатьяна Колесникова и культуролог Наталья Волкова. Большая часть экспозиции – гравюры Льва Вейберта, они являются как бы её стержнем, задают общий тон, вводят зрителя в магический мир гравюры. А я попросил устроительниц ввести меня в мир выставки.

 

Наталья Волкова:

– Выставка получилась не очень большой, и сами работы небольшие, за исключением офорта «Стражи Конжаковского Камня» Льва Вейберта. Но ценность этой выставки состоит в том, что гравюры, представленные на ней, выполнены в разных техниках. Здесь есть линогравюра, офорт, акватинта, мецатинта. Чем они различаются? Линогравюра – это гравюра на линолиуме. А все остальные техники позволяют получить изображение на металле, но разными способами. Это очень сложные техники: чтобы добиться богатства тонов и правильных свето-теневых переходов, нужно произвести несколько травлений доски (с которой потом будет печататься эстамп. – В.П.), и мастер должен очень хорошо чувствовать и контролировать процесс. Вот, например, самая большая гравюра на выставке – «Стражи Конжаковского Камня» - выполнена в технике акватинты. Её особенность состоит в том, что она создаёт ощущение акварельности, то есть некоторой размытости изображения. Вот две небольшие работы: заснеженная деревня и банька, тоже под снегом. Лев Павлович говорил, что эти гравюры очень любили покупать иностранцы: для них это был образ России, заснеженной, с медведями, с покосившимися избами.

 

Татьяна Колесникова:

– Главная идея выставки - вспомнить о Льве Павловиче Вейберте, не забывать его самого, его творчество и то, что он для нас сделал. Надежда Никулина, Волович, Брусиловский, Шишигин – это те люди, которые были с ним рядом , были его современниками, поэтому и их работы представлены здесь на выставке. Эти люди являются и нашими друзьями тоже. Своим творчеством они оказали на нас сильное влияние. Мы этим безумно дорожим.

На открытие выставки мы собрали людей, которые были знакомы, сотрудничали, дружили со Львом Павловичем Вейбертом. В их числе: директор бывшей библиотеки имени Корнилова Людмила Филипповна Рогожникова и работник той же библиотеки в те годы Инга Михайловна Павлюченко. Именно они организовывали первые в нашем городе выставки Льва Павловича. Владимир Николаевич Голышев, работая заместителем главы администрации, помогал решать организационные вопросы, связанные с оформлением въезда Льва Павловича в город. Можно сказать, что эти люди впервые познакомили наших горожан с Вейбертом.

 

Наталья Волкова:

– В наше время проводится много массовых мероприятий, в которых порой не хватает искренности и тепла. Но когда мы собрали людей на открытие выставки, это было что-то невероятное. Мы вспоминали, как Лев Павлович при жизни собирал нас всех за большим столом (Вейберта не стало в 2006 году. – В.П.). Ещё за месяц до нашей встречи он уже думал: что будет покупать, какие блюда будет готовить, кого и где посадит. И вот нынче он снова нас собрал благодаря выставке. Все пришли с радостью и общались с большим удовольствием. Атмосфера была очень тёплой. Думаю, хорошо, что мы это сделали. Встреча получилась очень душевной.

 

Кстати, среди гостей был и Валерий Алексеевич Крыщенко, который на протяжении многих лет знал Льва Павловича, а в последние годы еще и был его соседом в Калиново, так что они общались постоянно. Так вот, Валерий Алексеевич сказал такую важную вещь: «Мы как-то больше говорим о Льве Павловиче, но когда после смерти Надежды Федотовны (она умерла в 2001 году. – В.П.) в художественной школе решили организовать в память о ней выставку и привезли ее работы, стало понятно, что в этом доме (доме Вейберта в Калиново. – В.П.)  жили два художника». Действительно, мы были поражены тем, что, с одной стороны, это невероятно душевные, женственные произведения, а  с другой - в них вложены такие мужские труд и сила! Потому что это были линогравюры очень большого размера. Преодолевая сопротивление материала, Надежда Федотовна вырезала на нем плавные, певучие линии, изображая женщин и детей. Если Лев Павлович говорил, что он не очень умеет и поэтому не особенно любит рисовать людей, то Надежда Федотовна как раз рисовала людей. И в этом ее особенность. У меня в коллекции есть одна небольшая ее работа (и она представлена на выставке) – «Первые цветы» - очень нежная, трогательная, прозрачная гравюра. В свое время, когда я увидела ее впервые, мне она очень понравилась. Я высказала свой восторг, а какое-то время спустя Лев Павлович подарил ее мне. Вообще, надо заметить, Вейберт был чрезвычайно щедрым человеком: он раздаривал очень много своих работ. Этим, в частности, объясняется, что их много и у меня, и у Татьяны Ивановны, поэтому их большинство и в данной экспозиции.

От автора. Выставку гравюры можно посмотреть в студии «Акварель» (ул. Первомайская, 88) до конца декабря в любой день (включая и выходные), с 13 до 19 часов. Вход свободный.

 

Владимир ПАВЛОВ,

фото автора

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

← список

Опрос

Как вы думаете, кто должен решать судьбу открытия города?
Жители Новоуральска
Городская власть
Госкорпорация \"Росатом\"
Президент России
Судьба Новоуральска уже решена