Главная » Материалы » ЖКХ » Нет параметра «плюс потери...»

Нет параметра «плюс потери...»

Не так давно услышала в поезде разговор. Женщины обсуждали нынешнюю систему образования.

– Спрашиваю, – рассказывает одна, – внучку: «Какую букву ты написала в слове?». Она отвечает: если надо «о», значит, это «о», а если «а», то «а»…

Так и с законами у нас.

 

Последний известный мне спор – между МУП «Гортеплосети» и УЖК «Новоуральская» из-за потерь от стены дома до общедомового прибора учёта.

– УЖК не хочет их брать, – говорит директор Теплосетей Анатолий Обыдённов. – Потери идут как по температуре, так и по давлению. Температуру мы не можем поднять, нет нагревателей на сетях. Единственное, что есть – теплоизоляция. Там, где старые сети (а их большинство), теплоизоляция старая, через неё потери больше… Спорный вопрос. Нам в эксплуатационную ответственность были переданы ввода от колодцев до узлов учёта в домах. Но в тариф попала только часть до стены дома.

Как полагает Анатолий Павлович, оплачивать потери от стены дома до прибора учёта должны жильцы, поскольку «всё, что внутри дома – общедомовое имущество». В управляющей компании с ним не согласны. И не только в нашей, замечу. Судя по сообщениям в Интернете, вопрос этот стоит у многих и уже давно.

Интересно: кто прав?

 

Первым делом обратилась к нормативным правовым актам. Перечислю в хронологическом порядке.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…». П. 6: «В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях». П. 8: «Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения <…>, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом».

Федеральный закон РФ от 9.07.2010 г. N 190 «О теплоснабжении». Ст. 9.3: «При установлении тарифов <…> должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии <…>». Ст. 19, п. 7.4: «Коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, которые <...> должны содержать, в частности: <…> порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учёта на границах смежных тепловых сетей».

Правила организации теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 8.08.2012 г. N 808). П. 21: «Договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия: <…> объём тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учёта». П. 54: «По договору поставки тепловой энергии <…> и теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объём потерь тепловой энергии и теплоносителя <…>». П. 55. «Потери <…> компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путём производства на собственных источниках тепловой энергии или путём приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации».

Приказ Минстроя России от 17.03.2014 г. N 99 «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя». П. 10: «При размещении узла учёта не на границе балансовой принадлежности расчёт количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учётом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета». П. 76: «Для потребителя потери тепловой энергии учитываются в случае передачи тепловой энергии по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю».

Слов много. Читателю, наверно, уже наскучило. А по делу… Хорошо. Допустим, выяснили, что конкретный участок теплосети принадлежит собственникам помещений МКД, определили объём потерь. Дальше что? В каком документе чётко сказано, что жители обязаны платить за то, что растерялось по пути к их квартирам? А что управляющая компания? Впрочем, нет ничего и о том, что расходы должны лечь на плечи Теплосетей или Единой теплоснабжающей организации. Да, потери рассчитываются, учитываются, и… Может, я что-то упускаю?

 

Приведу несколько примечательных иллюстраций.

Ноябрь 2013 года. Омская управляющая компания привлечена к административной ответственности. Коммунальщики, сообщают СМИ, незаконно брали с жильцов дополнительную плату в счёт компенсации тепловых потерь. Законом, отмечается в публикации, не предусмотрена такая услуга, как тепловые потери; закон запрещает без согласия потребителя оказывать ему дополнительные услуги за плату.

Июль 2014-го. Выходит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, где, в частности, говорится следующее. «Оплата потерь на внутридомовых сетях является обязанностью исполнителя коммунальных услуг [т. е. управляющей компании]. Если потери учтены показаниями приборов учёта, оплата производится по показаниям, если не учтены – исходя из норматива утечки».

В подтверждение позиции – такое мнение. Счётчик может стоять на значительном расстоянии от места ввода сети в здание. Однако данное обстоятельство не должно иметь для поставщика энергоресурса негативных последствий в виде возложения на него расходов на оплату потерь в участке сети до счётчика. Коммунальный ресурс, который поступает в МКД, но не учтён общедомовым прибором учёта (ОДПУ), фактически потреблён домом. Требование ресурсоснабжающей организации о компенсации неучтённых потерь справедливо.

А это просьба помочь советом представителя управляющей компании (чем в итоге дело кончилось, не знаю, просто как пример привожу). Ситуация такая: управляющая компания предъявляла к оплате жителям МКД потери, которые образуются в трубопроводе от границы балансовой принадлежности до места установки ОДПУ (требование платить за потери исходило от ресурсников), но тут получила предписание Госжилинспекции сделать перерасчёт и убрать из счетов для жителей данные потери. С одной стороны, пишет проситель, кусок трубы от стены до прибора учёта находится в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, предъявлять жителям данные потери управляющая компания не имеет права, с другой, труба принадлежит жителям, тепло потрачено на дом, почему должна платить управляющая компания?

Наконец, замечание, высказанное в адрес РСО. «В расчётных формулах правил 354 есть только фактическое показание по ОДПУ, там нет параметра «плюс потери от стены до ОДПУ». В правилах сказано, что прибор учёта устанавливается максимально приближенным к границе. Пока ОДПУ не было, границей была стена дома, вот и требовали бы установку у стены дома. А сейчас вы хотите сделать крайним исполнителя коммунальной услуги, чтобы они платили непонятно из каких денег за тепло, которое не потребляют…»

 

Продолжить поиски того, кто должен? Поняла, ещё больше запутаюсь. Да и не столь важно стало. В общем-то, в любом случае за всё платят жители: напрямую (принося свои кровные в кассу), через управляющую компанию (которая если и найдёт деньги на стороне, могла бы потратить их не на оплату потерь, а на благоустроительные работы, например) или как налогоплательщики (казённым средствам тоже нашлось бы иное на пользу граждан применение).

Появились новые сомнения. Нужно ли вообще оплачивать потери?

Посчитать реальное количество потерянного тепла – задача весьма трудная. А платить по некоему установленному «при ожидаемых схемах и температурных режимах работы тепловой сети и параметрах окружающей среды» нормативу, пожалуй, не есть правильно.

Кстати, о параметрах. Это, по законодательству, внешние климатические факторы, объективно влияющие на величину тепловых потерь: среднегодовые, среднесезонные и среднемесячные значения температуры воздуха и грунта. Принимаются они по данным местной метеорологической службы или климатологическим справочникам.

Средние! А с климатом сейчас, все видим, что происходит.

Определение же фактических тепловых потерь должно производиться раз в пять лет. Как сказано в методических указаниях, экспериментально. Поскольку, рассуждают специалисты на одном из форумов, расчёт ведётся с использованием таблиц удельных потерь, полученных экспериментально на трубопроводах, полностью соответствующих требованиям правил эксплуатации тепловых сетей, то есть идеальному техническому состоянию (чего, конечно, не наблюдается на практике), то и считать потери фактическими нелогично. Не знаю, как на самом деле, но звучит убедительно.

Соглашусь и с профессором экономики Евгением Касьяновым. Ещё в 2010 году в интервью информационному агентству «Чита.Ру» он отметил: «Подсчитать потери в сетях очень сложно, и есть ли они на самом деле – никто не знает. Если за них перестанут платить жильцы, теплоснабжающие организации будут вынуждены заниматься утеплением магистральных трубопроводов».

 

Хотела найти единственный ответ – вместо этого пополнила коллекцию вопросов ещё несколькими. И так в жилищно-коммунальном хозяйстве – за что ни возьмись.

Много веков назад, как гласит легенда, Бог, увидев огромную башню, решил смешать язык, на котором говорили строители – так не понравилась Господу идея людей, гордых и упрямых, возвыситься до небес. Люди перестали понимать речь другого. Строительство остановилось. Кажется, и ЖКХ-законодательство – из той же серии.

К чему всё это пишу? Просто мысли вслух – о том, что, вероятно, есть великое предназначение у таких неоднозначных законов, правил и постановлений. Серьёзно. Они учат находить компромиссы, принимать сторону другого, учат понимать, что буква «о» в слове, когда надо, легко превращается в букву «а». Главное – по итогу не ошибиться.

А потери? Лучше бы их не было.

Екатерина ГИЛЯЗОВА

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.