Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Возможный Новоуральск

Возможный Новоуральск

(Краткие тезисы на будущее Новоуральска)

Две недели назад состоялся конкурс на замещение должности Главы НГО. Все семеро кандидатов представили на нем свое видение перспектив развития нашего муниципалитета. Сегодня своими соображениями по этому поводу делится один из участников конкурса Максим СЕРГЕЕВ.

Вместо вступления

Новоуральск имеет серьезный промышленный потенциал. Однако не следует оценивать предназначение города только с этой позиции. Промышленность поддерживать и развивать, безусловно, нужно. Но полагать ее единственным и безальтернативным направлением не стоит. ТОСЭР – хорошо. Индустриальный парк – неплохо. Но видеть в них панацею – наивно. Новоуральская экономика должна стремиться к максимальной диверсификации. Только в этом залог ее успешности.

Екатеринбургу еще 20 лет назад тоже прочили индустриальное будущее. А сегодня это город скорее креативный, нежели промышленный. Во всяком случае, локомотивами его развития являются именно креативные отрасли. И это нормально – доля промышленного производства в экономике развитых стран сокращается (так, к 2016 г. в США она снизилась до 20%, во Франции – до 19%, потеснившись непроизводственными сферами).

Итак. Диверсификация как национальная новоуральская идея! По-моему, звучит гордо.

Бизнес

В государстве, так и не научившемся не мешать бизнесу, нам только и остается что посильно (хотя и явно недостаточно) ему способствовать.

При этом я не стал бы уповать на крупный бизнес, живущий и развивающийся по своим, внегородским, законам. Сосредоточиться следует на малом и среднем предпринимательстве (МСП). Кстати, именно оно является основой многих экономик (например, в США и Японии его доля в ВВП составляет более 60 %). И именно в МСП, учитывая его гибкость и многогранность, заложены механизмы естественного развития и саморегуляции – позволяющие своевременно и точно перенаправляться инвестиционным потокам и перераспределяться рабочей силе.

Беда почти всех моногородов состоит в недоразвитости МСП. Чтобы избежать традиционной их участи, необходимо формировать благоприятную для предпринимательства среду, создавать ей комфортные условия. На это и должны быть направлены наши основные усилия. Однако то, что сегодня заявляется как поддержка МСП, на деле сводится к точечной поддержке отдельных предпринимателей (микрозаймы, гранды, покупка оборудования и проч.). Что не способствует развитию конкурентной среды и не решает главной задачи – становлению в городе бюджетонезависимого бизнеса.

Поэтому развивать город необходимо, в первую очередь, инфраструктурно – например, вкладываясь в промышленную зону. И логистически – совершенствуя транспортную сеть. Снижать административные барьеры – для НГО это особенно актуально. По возможности «разгерметизировать» рынок рабочей силы. Последовательно и настойчиво используя все административные, организационные и политические ресурсы на всех уровнях, добиваться корректировки закона о ЗАТО: снятия ограничений на привлечение внешних инвестиций, на гражданский оборот земли и недвижимости, а также либерализации режимных требований для потенциальных инвесторов и рабочих рук.

Городские пространства

В городе люди не только работают, но и живут. Это значит, что необходимо развивать среду их обитания. Пространство «24/7». Новоуралец должен жить не только в своем доме – он должен жить в своем городе. И здесь я остановлюсь вот на чем.

  • · Все, что попадает в поле зрения человека, становится частью его мироощущения. Ты – это то, что ты видишь. Поэтому важно работать с «местами общественного притяжения», находящимися у всех на виду. Уметь их распознавать. Учиться создавать. И – развивать. В первую очередь, пешеходные зоны, парки и скверы. Причем, не просто их благоустраивать, но – наполнять новыми смыслами (люди стремятся не столько к тому, что красиво и удобно, сколько туда, где интересно). У каждого Места должна быть своя судьба, своя традиция, свой горожанин. В этой связи я бы не поскупился на привлечение экспертов-урбанистов. Для взаимодействия хотя бы на уровне концепций, идей и отдельных проектов. Эксперты, привлеченные Росатомом несколько лет назад, сумели зародить в нас понимание необходимости двигаться в данном направлении. Но дальнейшего, самостоятельного, движения, к сожалению, пока так и не случилось. Не вижу повода не вернуться к этому вопросу с новыми силами.
  • · Нужно стремиться к снижению транспортного бремени и реализации внятной парковочной политики. Новоуральск, как и многие современные города, в ближайшем будущем рискует быть задушенным автомобилями. Город не успевает переваривать постоянно растущее их количество. Сегодня – под густым слоем транспортных средств похоронены наши дворы. А завтра – в результате уплотнившегося автотрафика – и остальной город встанет в пробках. Для предотвращения транспортного коллапса необходимо плотно взаимодействовать с управляющими компаниями – в части приведения придомовых территорий к «удобопарковочному» виду. С ГИБДД и городскими службами – в части планирования, строительства, реконструкции и ремонта транспортных артерий и развязок. Озадачиться организацией новой системы общественного транспорта. Универсальных рецептов здесь нет, однако некоторый положительный опыт все же имеется. Главное – захотеть им воспользоваться.
  • · Жизнь города должна быть интересной, наполненной событиями, поводами к осмыслению, переживанию, эмоционированию. Праздники, соревнования, творческие активности… В этом направлении следует продолжать работать – создавая дополнительные условия для реализации всевозможных проектов: клубных, дискуссионных, игровых, спортивных, музыкальных, театральных, литературных. Развивая соответствующие площадки – город как Холст, как Сцена, как Книга, Арена. Давая выход креативной энергии неравнодушных и горящих людей. Один такой человек в свое время предлагал организовать флэшмоб: заказать лагерные робы огромного размера и одеть их на памятник строителям города в «Стелле» – как напоминание о тех, «других», строителях, о которых упоминать не принято. Идея сильная. Но так и не реализованная (пока). Вообще, мне жаль те города, событийная повестка которых скудна и формируется в основном из официоза и скандальных хроник.

СМИ

Официальные новоуральские СМИ – это отдельная тема. Сегодня многие из них играют роль скорее пресс-службы городских и областных властей. Главными своими задачами ставя освещение деятельности (а то и просто присутствия) первых-вторых лиц. А также непременное явление позитива с полос и экранов. А если «отдельные недостатки» и бичуются, то очень отдельно и «в рамках дозволенного». Это неправильно. СМИ должны всесторонне информировать жителей, склоняя их к осмыслению и вовлечению в происходящее, помогая им ориентироваться в ситуации.

«Если б я был султан», то обязательно постарался бы выстроить такие взаимоотношения со СМИ, которые не допускают ни малейшего культа. Ненормально, когда событие становится лишь фоном-поводом для очередного интервью Главы. И это не вопрос вкуса. Это вопрос самооценки и самоидентификации «человека на том конце».

Как МСП должно быть независимо от бюджета, так и СМИ, даже в рамках муниципального заказа, должны быть отделены от власти. И наша задача сводится к созданию медиапространства, в котором журналисты максимально свободны в своей профессии, а городское сообщество – имеют широкий выбор в спектре представленных мнений. Думаю, это нам по силам. Со временем.

Что касается деятельности органов местного самоуправления, то следует подумать об их разнообразном присутствии в соцсетях. Официальные же ресурсы должны стать, по возможности, интерактивными. Помимо чисто информационных, следует использовать образовательные, аналитические и дискуссионные форматы.

Критика нужна. Мнения важны. Взаимопонимание просто необходимо.

Не менее важный аспект – устойчивое присутствие Новоуральска в областном информационном пространстве (как вариант – через заключение договоров с областными СМИ от информационном обмене). На это должна работать как наша событийная повестка, так и городские инициативы.

Брендинг

Важно, чтобы Новоуральск умел вызывать интерес и оправдывать ожидания. Умелый брендинг способен справиться с этой задачей. Тема эта тесно перекликается с темами развития городской среды и СМИ. Поскольку бренд города является основой идентичности горожанина – с одной стороны. И визитной карточкой для гостей города – с другой.

Новоуральск должен уметь себя подавать. И – продавать. Поэтому здесь уместно говорить не только о городском менеджменте, но уже и о городском маркетинге. Современные города давно вступили в борьбу – за внимание, за жителя, за инвестора, за туриста. И от того, с каким «выражением лица» Новоуральск примет участие в этой схватке, зависит отношение к нему его горожан, гостей и соседей.

В свое время мы уже пытались заниматься этой проблемой, но дело так и не было доведено до конца. Возможно, к ней стоит вновь обратиться – под новыми углами, со свежими взглядами. Так что, упомянутые выше эксперты-урбанисты, совершенствующие нам нашу городскую среду, не расходимся. А подхватываем следующее направление – брендинга.

Вертикальные и горизонтальные связи

Еще недавно Новоуральск пребывал в федеральном подчинении, и взаимоотношения с областными властями были для него не особенно актуальны. Сегодня же я ставлю их в первый приоритет – поскольку больше половины местного бюджета формируется за счет областных поступлений (из федерального бюджета мы получаем не более 10%). И акцент следует сделать на максимально активное вхождение в областные программы, средне- и долгосрочные.

Помимо этого, целесообразно наращивать свое присутствие на областном уровне (в том числе, с помощью наших «резидентов»). В этой связи стоит озадачиться инициативой по формированию официального пула представителей средних и крупных городов области. Это может быть верхняя палата областного парламента (наподобие Совета Федерации) или какая-то иная структура. Уверен, поддержка такой инициативы со стороны муниципалитетов будет гпрпнтирована.

Что касается горизонтальных связей, то весьма востребованы механизмы межмуниципального сотрудничества. Особенно с теми городами, которые расположены в непосредственной близости к НГО. В первую очередь, с Верх-Нейвинском, являющимся «входной группой» для Новоуральска. Точек соприкосновения у нас масса, общих проблем тоже достаточно. Не вижу повода не усилить наше взаимодействие.

Городские сообщества

Главная проблема взаимоотношений власти и общества в том, что «у власти вместо окон зеркала». Разработка схем взаимодействия с различными социальными группами, формирование дискуссионных площадок, совершенствование процедур публичных консультаций и слушаний (даже и помимо прописанных в законодательстве), сотрудничество с экспертными сообществами – темы сколь интересные, столь же и важные.

Мнения, озвучиваемые только «системными» общественными организациями, полного и объективного среза не предоставляют. В дополнение к ним нужны новые варианты сотрудничества – основанные на использовании «низовых» инициатив. И здесь крайне важно запастись терпимостью, деликатностью и вниманием – дабы не оттолкнуть от себя развернувшихся и поверивших.

В целях получения обратной связи необходим мониторинг общественных запросов и предпочтений. Общественный – со стороны различных групп, категорий и сообществ. И профессиональный – с привлечением экспертов-социологов. Вообще, качественный мониторинг – мечта любой власти, любых органов управления. И здесь я позволю себе понадеяться на помощь Росатома. Насколько мне известно, определенные исследования и опросы на территориях присутствия им уже организовывались. Время от времени. Весьма полезно осуществлять их на регулярной основе.

Здравоохранение

Безусловно, сегодня это проблема номер один. И для ее решения, с моей точки зрения, будет недостаточно ни кадровых жертвоприношений, ни «бережливых поликлиник», ни прочих ПСР-активностей. Поскольку причины наших бед лежат далеко за периметром города. И заключаются они в общей организации системы здравоохранения и в остаточном характере его господдержки. Поэтому косметические манипуляции – типа выплаты подъемных или предоставления квартир молодым специалистам – ситуацию не исправят.

А значит, разговор о путях выхода должен вестись по-иному – в других кабинетах и на других уровнях.

Вместо заключения

Ну, а чтобы придать моему куплету о Родном Городе некую целостность, скажу, что я абсолютно уверен: Новоуральск справится. Пообожжется, поплачет, поругается… Но – справится. Имя обязывает.

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.