Главная » Материалы » СРЕДА ОБИТАНИЯ » «Я о Христе говорю» - 2
«Я о Христе говорю» - 2Этот материал адресован всем, кому близка тема духовности, кто хочет знать, как жить по правде, откуда пошло название кержаки и что мешает православным объединиться. - Отец Сергий, не вдаваясь в подробности, разъясните, что такое старообрядчество? - Старый обряд – это православная вера, тот обряд, который князь Владимир принес в Россию из Византии. В середине XVII века у царя Алексея Михайловича и патриарха Никона была задумка освободить Константинополь от турецкого ига. Это побудило церковные обряды приравнять к греческим, которые уже отличались от византийских. Старообрядчество – православная вера, но форма у нее другая, более древняя. В нее уже были привнесены русские этнические дополнения. Отличия – другая иконопись, другое храмовое расположение, отличие в облачении священников и двуперстие. Мы молимся по древнегреческому обычаю, но в лоне церкви... - Суть реформы Никона, против которой выступили все протопопы? - Реформа принесла перемены в благочестии. Менялись ритуалы, вводились другие слова молитв. Реформа породила споры о крестном знамении, числе поклонов, о движении крестных ходов. В этом их суть, если кратко. - Почему местных старообрядцев кержаками называют? - Люди, которые пришли в эти места работать на Демидовские заводы, были из Семеновского района Нижегородской области, где протекает река Кержанец, левый приток Волги. Они основали Верхний Тагил, многие другие населенные пункты округи. Поэтому - кержаки. В Курганской области старообрядцев зовут двоеданами – двойную дань платили. А если в греко-российскую церковь перейдешь, один налог платить будешь. На берегу Белого моря – поморы. На Байкале – семейские. Их туда при Екатерине семьями заселяли… - Как вы можете объяснить тот факт, что в последнее время молодежь активно пошла в старообрядческую церковь? - Тот, кто ищет свои корни, истоки, кто ищет правду, тот всегда приходит в старый обряд. Что греха таить, в 90-е годы Русская Православная Церковь открывала новые храмы. А подготовленных священников не было. Спрашивали: «Отче наш» знаешь?» - «Знаю». – «Будешь священником, остальному научишься». Рукополагали порой случайных людей, которые не знали ни традиций, ни культуры, ни законов Божьих, начинали что-то придумывать. А кто-то и ради денег шел. И стали церкви коммерческими учреждениями… Нельзя так. Храм – это место для души, а не для сбора денег. А кто-то ради карьеры священником стал. В старом обряде сложно себе карьеру сделать, потому что иногда приходится говорить то, что надлежит сказать священнику. Я так должен говорить не только в храме, но и вне храма… Сейчас священников в семинарии готовят, чтобы не просто свечи продавали – чтобы души лечили... Да, с каждым годом все больше молодежи идет к нам, из Екатеринбурга, из Новоуральска приезжают… - И в стране тоже молодые люди принимают старый обряд? - Да, недавно я ездил в Самару, там у них новая община организовалась. На Вятке молодежь лет 30-ти искренне пришли к старообрядчеству, опыт нарабатывают. - А приверженцы традиционной церкви чем объясняют свой интерес к старой вере? - Они говорят: в вашей церкви мы все понимаем. Славянский церковный язык, на котором идет богослужение, непонятен русскому этническому человеку. Они все понимают, когда читают старые книги раскольников, им все понятно. Из-за привнесения диалектных слов невозможно стало понимание сути Писания. Надо вернуть в священные книги язык, которым они были написаны до раскола. Дмитрий Жуков в повести про Аввакума говорит, что с греческого книги переводили Арсений Грек, плохо знавший русский язык, его же обвиняли в намеренном искажении текстов, и Епифаний Славинецкий, приверженец буквализма, изобретатель собственных слов. На самом деле расхождение в толковании одного и того же в славянских и греческих книгах - из-за ошибок переписчиков и печатников. Никто не сверял новые книги со старыми, не убедился, есть ли разночтения. А они есть! - До сих пор противники Никона за то, чтобы не «вводить вдруг иностранные обычаи… и в совет о государственных делах не пущать иноземцев»? - Да, в том же старообрядческом сборнике Петровской эпохи ответ содержится - «потому что от перемен… в государстве бывают большие и страшные смуты». Запад всегда шел на нас крестовым походом. Это противостояние всегда было. Старообрядцы несли исконно русскую культуру. К сожалению, после Петровских реформ Запад не лучшим образом повлиял на верхушку, до низов дело дошло. А потом революция случилась. Старообрядцы - за то, чтобы наш народ не растворился, не исчез под влиянием Запада. И сейчас идет крестовый поход на русскую цивилизацию. Это даже в одеянии проявляется. Женщины сегодня одеты по западной моде, а не в платье, соответствующее их полу. В церковь так приходят. Нужно знать, куда в чем идти. Если женщина не в женской одежде, ее молитва к Богу не пойдет… Сколько народов растворяется, принимая другую культуру. И нас хотят растворить некие силы, которые не смогли оружием сломить. Но Господь еще с нами. Он дает твердый дух. Этот дух движет человеком. Дает силы созидать не ради себя. Человек Бога прославляет, чтобы других направлять на путь истинный, совесть у них пробудить. И это удивляет других, поскольку необъяснимо. - В ваших семьях домострой? - Русские старообрядцы стараются жить по домострою. У них есть некая иерархия: Бог, муж, жена, дети. Если она соблюдается, в семье лад. Детей надо правильно воспитывать, чтобы в старости родителей не оставили. Ведь в Писании сказано: «Чти отца и мать свою, благо тебе будет и долголетен ты будешь на земле». С Богом, с милосердием, с любовью следует их воспитывать, духовно развивать. Если в семье материальное отношение ко всему, дети потом страдать будут. Не получили желаемое материальное – и сводят счеты с жизнью. Бога потому что им не дали… - Что мешает сегодня объединиться РПЦ и староверам? - Существует некий фундамент, который нельзя раскалывать, иначе все рухнет. Основа должна быть одна. В 50-м Правиле говорится, что крестить нужно троекратным погружением, а не обливать или окроплять. Это не по православному обычаю. Причина, мешающая объединению, не в старом обряде, а в священниках, которые не исполняют православный закон Божий в момент крещения. Ведь если дать послабу в малом, значит, можно давать и в другом. Что тогда будет?.. Протестанты тоже читают Евангелие, но толкуют его каждый по-своему. Вот такой плюрализм. Самое страшное в чем? Начинают оправдывать свой грех. Для нас, православных, главное – увидеть свой грех, избавиться от него. У нас есть некий толкователь, своей жизнью доказавший святость, Иоанн Златоуст… Не староверцы виноваты в том, что нет объединения. Человеческие амбиции. - Отец Сергий, что такое для вас святость? - Это то, что светит, к чему человек тянется, к чему душа его идет… Для меня – это вера православная, исполнение ее канонов. Это свет, к которому я стремлюсь. - А что такое душа? - Это та энергия, которая движет нами. Она от Бога дана. Тело – одежда. Душа уходит. Если здесь живем с Богом, значит, и там будем с Богом. Мы должны жить не для себя, а для того, чтобы имя Божье прославлять… Как русские люди жили? Они не стремились к материальным богатствам. Русские жили жертвенно. Дух дает веру, созидание… - Эта энергия куда девается? - Она на суд к Богу идет. Как церковь учит: человек зарождается в момент зачатия. Господь дает душу. Тело – от родителей. Вначале внутриутробно клетка развивается. Потом – жизнь земная. И вечная жизнь. Она или с Богом, или без Бога. С Богом – радость, свет, истина, а без него - постоянное страдание. И очень важно, как мы себя в земной жизни ведем. Понимаем ли, для чего созданы, для чего живем. Для чего Бог создал человека. Понимаем ли, что вера в Бога есть дела наши. Как мы будем себя вести в той или иной ситуации, как пройдем испытания, разные соблазны – по совести или без совести. - Православный – значит, крещеный человек? - Некоторые думают: я крестился, я такой православный, хотя живет блудно, курит, ворует, матерится, для себя живет. Это не православие. Православный живет по правилам, по правде. - В вашем храме иконы другие… - Есть каноны, по которым иконы пишутся. В их основе должна быть духовность. Отказ от нее ведет к оскудению искусства иконописи. Иконописец - выразитель переживаний народа, его настроения, ощущения ее соборности. Так было в расцвет русской иконописи – в XIV-XVI веках. В XVII веке уже есть влияние Запада – нарядность, затейливость, красочность. А это уже не выражение общественного настроения, а мастерство художника. Это уже картины… Очень важно, кто иконы пишет – человек, живущий по канонам веры, или желающий заработать. В иконе это все отразится. - Отец Сергий, а вам разве не нужно чье-то позволение для общения с прессой? - Священнику дано право проповедовать. Я об обряде говорю, о Христе, а не о себе. На это ничье разрешение не требуется. Многие, к сожалению, про Христа забыли. Научились красиво говорить, а свое отношение к нему надо делами показывать. - Вы сказали, что у человека три уровня развития. Телесный (когда думаешь только о себе), душевный (сострадаю ближнему) и духовный, самый высокий, когда о себе не думают, созидают других людей для Господа. Таких мало, но они есть. А можете кого-то в пример привести? - В Пермском крае, в поселке Верещагино, более 30 лет благо творит отец Борис, живет жертвенно не только для своего храма, но и для поселка. Настоящий борец за души человеческие. У него сиротский дом, 50 человек. Живут как одна семья. В одной комнате – разновозрастные, но мальчики – отдельно, девочки – отдельно. Большое хозяйство, все работают. К нему в очередь просятся. Он огромное уважение делами своими заслужил. Мальчиков воспитывает патриотами, все в армию идут. А потом к отцу Борису возвращаются и живут, пока свою семью не создадут… Вот уж и правда – не стоит мир без праведника… С отцом Сергием разговаривала Надежда СТАХЕЕВА
Комментарии: Написать комментарий
|
Опрос |