Главная » Материалы » ПОЛИТИКА » Жертвам Гражданской войны
Жертвам Гражданской войныТо, что в качестве контрагента для отливки скульптурной группы был выбран Челябинск-70, сыграло определенную роль в нарушении сроков создания и установки скульптурной композиции. К 70-летнему юбилею Октябрьской революции не успевали катастрофически. Вероятнее всего, в этом виноват режим секретности, обязательный в советское время для предприятий Минсредмаша. Так, для того, чтобы скульптор принял участие в отливке своего детища, ему нужно было приехать в Челябинск-70. Что было невозможно без собственноручного заполнения анкет, автобиографии и соответствующей проверки Первым отделом или органами КГБ, курирующими это направление. Работала ли фельдъегерская связь по доставке этих документов из Ленинграда в Свердловск-44, а из Свердловска-44 в Челябинск-70, сказать сложно. Скорее всего, на каком-то этапе и работала. В апреле 1987 года Челябинск-70 «для технической проработки возможности исполнения заказа на отливку в металле скульптурной композиции» просит командировать «компетентного работника» и одновременно сообщить необходимые данные на скульптора В.С. Новикова. Телеграмма приходит сначала на УЭХК, директор комбината В.Ф. Корнилов перенаправляет ее председателю горисполкома В.Ф. Никитину, который в свою очередь через главного архитектора города В.С. Мокина запускает процесс анкетирования ленинградского скульптора. Вся переписка идет через наш город. После отливки при проведении контрольной сборки композиции выявилось некоторое несовпадение форм, что вновь потребовало присутствия скульптора и специалиста, выполнявшего формовку скульптуры еще в Ленинграде. В феврале 1988 года в Челябинск-70 командируются главный архитектор города В.С. Мокин, главный художник города В.Ю. Белоусов, скульптор В.С. Новиков и форматор Л.М. Сташенко. На подгонку и окончательную доводку памятника уходит еще почти один год, и вот наконец 3 января 1989 года на главного архитектора города Валентина Семёновича Мокина выписывается доверенность на получение «пятифигурной скульптурной композиции». Сохранился еще один документ той поры. В конце апреля новый председатель горисполкома Свердловска-44 Леонид Кузьмич Пенских направляет директору Ленинградского завода «Монументскульптура» письмо с просьбой направить патинировщика предприятия А.Н. Васильева для выполнения работ по отделке скульптурной композиции. Однако в 1989 году установить скульптурную группу так и не удалось. Дело в том, что не были обработаны и собраны в единый постамент глыбы из красного гранита. И не удалось из-за сложности проекта изготовить на литейном производстве знамя. Хоть и кусковые формы имелись, и из отдельных частей оно собиралось, но всё же не смогли отлить из-за технологических особенностей. Впрочем, знамя в 1989 сделал лично Владимир Ювинальевич Белоусов. В КСКиД (Комбинат строительных конструкций и деталей) был выделен участок. В помощь направили сварщика аргоновой сварки Анатолия Черепанова. Когда составили композицию в цехе, скульптура знаменосца была с вытянутыми руками, но без знамени. Народ у нас любит приколы, и вот как-то наутро в одной пустой руке у знаменосца оказалась бутылка, а в другой – стакан. Для изготовления флага необходимо было выполнить расчеты по устойчивости древка (труба из алюминия) на изгиб с учетом ветровой нагрузки. Выколотку знамени из листа алюминия по имевшимся шаблонам делал собственными руками главный художник города. Затем сваривали части знамени и древко, а где необходимо - укрепляли ребрами жесткости… В стране набирали обороты демократические преобразования, из всех щелей лезли разоблачители и обличители. Демократы первой волны, стелившиеся перед звездно-полосатым полотнищем, сворой накидывались на любого, имевшего собственное мнение. Особую ненависть вызывали революционные преобразования 1917 года, имена вождей революции, да и вообще всё, что было связано с Советским Союзом и его достижениями. Городские власти приняли решение с установкой памятника повременить, а памятник оставить в КСКиД. Вновь к вопросу установки памятника вернулись уже в 1997 году, в канун 80-летия Октябрьской революции. Тот год Указом Президента РФ был объявлен Годом согласия. В конце мая глава Новоуральска Валентин Егорович Фельдман выпускает Постановление № 817 «О завершении работ по сооружению скульптурной композиции и благоустройству Привокзальной площади». В Постановлении говорится о большом объеме выполненных работ в Сквере Революции, принимается решение завершить работы по сооружению скульптурной композиции и посвятить ее всем павшим в годы Гражданской войны на Урале. Решение мудрое, взвешенное и действительно объединяющее. Горфинуправлению (А.Б. Баранов) дано указание - профинансировать работы согласно утвержденной проектно-сметной документации. По большому счету, из масштабных работ оставалась только подготовка пьедестала. Как помнит читатель, за десять лет до описываемых событий из Ленинграда доставили необработанные глыбы красного гранита. Теперь их предстояло обработать. Сложность заключалась в том, что ленинградский (красный) гранит у нас в городе было попросту нечем обработать и распилить. Уральский гранит (серый) имеет более мягкую структуру. Да и вообще, у нас в городе могли распилить только мрамор. Решили попробовать обработать глыбы плазменной горелкой. Пригласили специалистов из Свердловска, обнесли место работ забором. Горелка эта гудела как реактивный самолет, гранит чешуйками срезался. Когда закончили обработку, поверхность оказалась волнистой. Попытались собрать – кругом щели, просветы – некрасиво. Рассматривался вариант установки пьедестала из серого (уральского) гранита. Но на фоне шикарного кольца из красного камня серый пьедестал выглядел бы блеклым. После того как не получилось с плазмой, поехали по области искать тех, кто смог бы для подгонки швов обработать красный гранит. Для понимания того, с каким материалом приходилось иметь дело, скажем, что каждый из шести камней весил в среднем около четырех тонн. Рассматривались различные варианты компоновки камней, в каждом - разное количество пропилов: от 10 до 22. А после сборки постамента уже на месте планировалось произвести обработку боковых поверхностей для придания фактуры колотого камня. Инструмент, подходящий для распиловки красного гранита, и специалисты, готовые помочь в этом сложном и трудоемком процессе, нашлись на заводе камнеобработки в Шабрах. И здесь в нашей истории появляются курьезные нотки. Как помнит читатель старшего поколения, в 90-е годы в нашем городе получил широчайшее распространение его величество бартер. Одновременно город получил статус ЗАТО. Помнится, в те годы я обыгрывал в поэтических карапулях и бартер, и ЗАТО. А в одном четверостишии даже объединил эти два символа эпохи. Когда меня судьба в Свердловск забросит, А я, к примеру, в бартерном пальто, Всегда найдется кто-нибудь, кто спросит: «Простите, вы наверно из ЗАТО?». Бартерного пальто у меня не было, как не было его и у человека, отвечавшего за размещение заказа на распиловку гранитных глыб в Шабрах. Потому что наряду с обычной оплатой товарищ, напитанный слухами о поражающем воображение бартере в отдельно взятом ЗАТО, запросил «одно женское кожаное пальто 52 размера». С чем и обратился тогдашний зампредседателя горисполкома к руководству комбината. Увы и ах… То ли 52 размера в запасниках комбината не нашлось, то ли еще по какой причине, однако вожделенного пальто человек, владеющий пилой, так и не дождался. А значит, и город в 1997 году не получил распиленные соответствующим образом гранитные глыбы для постамента. В августе 1998 года грянул дефолт, обогативший русский язык новыми словечками типа секвестрование и новыми персоналиями, над которыми народ вдоволь посмеялся. А что еще оставалось делать в условиях мгновенного и тотального обнищания? Только смеяться, чтобы не сойти с ума. Возведение памятника отложили до лучших времен. К слову, напомню читателю уровень инфляции 90-х. Смета на завершение общестроительных работ в феврале 1997 года была просчитана в ценах 1984 года и составила четыре тысячи 225 рублей. Пересчет сметы с учетом инфляции в ценах 1997 года составил уже 50 миллионов 261 тысячу 4 рубля. Следующая попытка рассмотреть вопрос «Об установке памятника героям Гражданской войны» была предпринята по инициативе общественных организаций летом 2006 года. Однако дальше намерений дело по какой-то причине не сдвинулось. В июле 2007 года было обращение избирателей к депутату Думы Ю.Д. Калмакову. В ответ на депутатский запрос глава Новоуральска Л.К. Пенских ответил, что для выполнения мероприятий по диагностике, реконструкции, восстановлению и установке композиции потребуется два с половиной миллиона рублей из городского бюджета. Возможно, деньги и были бы выделены на следующий год, однако в январе 2008 года разразился общемировой кризис. И еще один всплеск активности произошел в 2010 году. Тогда житель города Вячеслав Михалев обратился к главе администрации и в приемную партии «Единая Россия» с просьбой о рассмотрении вопроса по установке памятника. Были проведены некоторые мероприятия по подготовке ответа, но уже в самом ответе главы администрации НГО А.А. Кузнецова автору письма Михалеву совершенно отчетливо видно нежелание городских властей заморачиваться с реставрационными работами и возведением памятника. Так, речь с какого-то перепугу зашла о соблюдении авторских прав и поиске адреса скульптора или его наследников, для того чтобы спросить их разрешение на установку памятника. Хотя совершенно понятно, что с автором за разработку макета и подготовку форм для отливки расплатились еще в далекие восьмидесятые (документация наверняка сохранилась в архивах). Что касается адреса, то я, не особо напрягаясь, нашел адреса наследников скульптора В.С. Новикова и в Санкт-Петербурге, и в Лисьем Носу. Можно было бы и чиновникам давно найти наследников, ведь прошло уже больше семи лет. И потом, неужели лучше, если скульптуры будут валяться десятилетиями под забором в Управлении городского хозяйства? На следующий год (2011) по вопросу установки памятника в Сквере Революции обратился еще один житель города С.Ю. Григорьев. И вновь ответ главы НГО А.И. Зайцева чрезвычайно похож на отписку. И вновь - «для решения вопроса по определению объема финансовых средств и возобновлению работ по сооружению скульптурной композиции требуется согласие автора». И вновь «администрация НГО проводит работы по поиску автора…» (второй год подряд проводит). Возможно, и мне на мой депутатский запрос ответят то же самое. Впрочем, как уже знает читатель, наследников Виктора Сергеевича я нашел самостоятельно. И письмо им уже отправил. Несколько слов о том, какая должна быть надпись на памятнике. Несмотря на то, что я – сторонник красной идеи, я думаю, что памятник должен быть посвящен жертвам Гражданской войны с обеих сторон. Дело в том, что когда летом 1918 года после ожесточенных боев в Верх-Нейвинске установилась власть белых, то крестьян с подводами с окрестных деревень обязали собрать тела убитых и захоронить всех в одном месте без какого-либо различия. Точно такие же братские захоронения проводились и после того, как в 1919 году вернулась Красная гвардия. Смерть уравняла всех. И последнее. Бывший главный художник города Владимир Ювинальевич Белоусов убежден, что провести реставрационные работы в Привокзальном районе, реконструировать благоустройство, освещение, озеленение, восстановить целостность фигур и отдельных деталей, прочеканить в нужных местах, провести патинировку скульптурной группы возможно. Понятно, что необходимо и финансирование, и время на проведение работ. Что касается распиловки гранитных глыб, то современные технологии позволяют это сделать на предприятиях камнеобработки в Екатеринбурге и области. Может, обойдемся и без «женского кожаного пальто 52 размера». Тридцать лет валяется под забором настоящее произведение искусства. Кем мы осознаем себя? Созидателями или разрушителями? Кем мы останемся в истории, в глазах наших потомков – манкуртами, иванами, не помнящими родства? Или же все-таки воздадим дань уважения и памяти героям и жертвам Гражданской войны с обеих сторон? В следующем году исполняется сто лет с момента ожесточенных схваток на станции Верх-Нейвинск. Успеем ли мы восстановить памятник? Должны успеть. Дмитрий НИКАНОРОВ, депутат Думы НГО
Комментарии: Написать комментарий
|
Опрос |