Главная «Детство дает мне силы»

Эксклюзив

22.10.2015

Автономная некоммерческая организация «Благое дело» недавно отметила 10-летний юбилей. Все эти годы «НГГ» подробно освещала деятельность «Благого дела», не раз публиковала интервью руководителя организации Веры Игоревны Симаковой, которая рассказывала о жизни коллектива, о достижениях и проблемах (последних всегда было предостаточно).

И вот в дни празднования юбилея я поймал себя на мысли, что мы ничего не знаем о Вере Игоревне как о человеке, чем она занималась до «Благого дела», как родилась идея создания этой организации, получилось ли в итоге то, что задумывалось изначально? Всё это и стало темой нашей беседы.

- Итак, Вера Игоревна, начнем с истоков…

- Я родилась в Новоуральске, в семье физика-атомщика и медицинского работника. Моя мама, Мария Ивановна Панкратова, проработала 40 лет врачом в воинской части, а папа, Игорь Николаевич Панкратов, 49 лет  проработал на Уральском электрохимическом комбинате. Наша семья живет в Новоуральске с 1954 года. У меня есть старшая сестра, которая сейчас живет в Екатеринбурге, и старший брат. Мы все трое закончили школу №41 и нашу музыкальную школу. Таким образом, каждый из нас говорит на каком-то иностранном языке и играет на различных музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано, аккордеоне и так далее. У нас в семье всегда были свой хор и свой оркестр. Это внутренняя традиция нашей семьи.

Папа много занимался наукой, ему были очень интересны физика, химия, математика. И эта его страсть перешла ко мне. А мама была очень близка к искусству, и она много дала мне именно в этой сфере: истории искусства, живописи и так далее. Наш дом всегда наполнен книгами, музыкальными инструментами, журналами «Наука и жизнь», «Всемирная литература», различными энциклопедиями. Я очень благодарна своим родителям за всё, что они в меня вложили. Мое детство в Новоуральске было удивительным, потрясающим и гармоничным. Оно сформировало меня и заложило те силы, которые позволяют мне сейчас работать. За это спасибо, как я уже сказала, и моим родителям, и городу. Потому что и 41-я школа, и музыкальная дали то образование, которое, как это ни удивительно, сыграло потом огромную роль.

В школе труднее всего мне давался иностранный язык. Со всеми другими предметами я справлялась довольно легко, не затрачивая на них много времени, а вот языком приходилось заниматься усердно. Но у меня был совершенно удивительный учитель – Людмила Викторовна Савельева. Она очень многим ученикам дала крепкую базу знаний, и ей я тоже хочу сказать огромное спасибо. Потому что именно благодаря ей многое потом в моей жизни сложилось. Учителем физики у меня была Зинаида Ивановна Воробьева. Тоже совершенно потрясающий человек. И, наверное, она и мой папа развили во мне такую исследовательскую жилку: когда ты ищешь, пробуешь, смотришь, учишься и так далее. А в музыкальной школе моей первой учительницей по классу фортепиано была Людмила Григорьевна Терентьева, с которой мы сейчас очень много работаем, она является аккомпаниатором, основным музыкальным специалистом в нашем театре (в театральной студии «Благого дела» «Искреннее искусство». - В.П.). Ну и, конечно, Тамара Александровна Пожидаева. Эти два человека тоже сыграли очень большую роль в формировании моей личности.

После окончания средней школы я поступила в Уральский политехнический институт, на физико-технический факультет, потому что считала, что физика – это единственная наука, которая может объективно отражать мир, и мне очень хотелось понять законы этого мира. Я училась на кафедре «Неразрушающие методы и приборы контроля качества», защитила диплом в 1991 году, и наш выпуск был первым, который остался без распределения. То есть выпускников 90-го года распределяли, а нас уже нет. Таким образом, в плане трудоустройства мы оказались, можно сказать, на улице. И ничто не принуждало нас к инженерной работе.

К тому моменту у меня уже родилась дочка. И мне стал очень интересен процесс воспитания детей. Поэтому через год после окончания физико-технического факультета я поступила на педагогические курсы на базе высшего образования, которые действовали в Москве. Проучилась там три года, одновременно работая в Екатеринбурге педагогом гуманитарно-экологического лицея. По окончании курсов получила диплом вальдорфского педагога, что заложило определенную основу моих педагогических знаний. К моменту окончания работы в лицее я преподавала английский язык, живопись и написала свою развивающую программу преподавания английского для маленьких детей. Я этим активно занималась, поскольку мне нужно было развивать собственного ребенка.

В 1995 году мы с семьей переехали в Новоуральск. Здесь у меня родился сын. А моя трудовая деятельность в городе началась с Центральной городской библиотеки. Там была организована воскресная развивающая школа для детей, где мы работали вместе с Натальей Александровной Машановой и Светланой Николаевной Зуб. И вот тогда, с 1996 года, у меня началось очень тесное сотрудничество со Светланой Николаевной, которое и привело нас со временем к созданию «Благого дела». Она является одним из его учредителей и сыграла огромную роль в его появлении.

Надо заметить, что группа детей, занимавшихся в воскресной школе, являлась немного элитной, поскольку обучение там было платным. И вот однажды в этой группе появился ребенок с инвалидностью. Это стало поворотной точкой, потому что его появление для меня было откровением, потрясением и так далее, которые перевернули мою жизнь.

Поскольку я выросла в закрытом городе, потом училась на физтехе, в моем миропонимании людей с инвалидностью не было. Я просто не знала, что они существуют. У меня в семье никогда не было людей с инвалидностью. Поэтому мои мысли вращались вокруг совершенно иных вещей: математики, физики, педагогики, развития – человека и ребенка, нахождения детьми самих себя. Но внутри меня всегда действовала установка: любой человек - это человек. То есть вот это уважение к любому человеку, наверное, тоже было заложено с детства школой, учителями, родителями. Принятие другого человека, любого – это было внутри. Поэтому, когда привели в группу мальчика, который немного отличался от других ребят, я ни минуты не колебалась по поводу того, может ли он заниматься со всеми, – сразу возникла уверенность, что мы все должны быть вместе. Тогда у нас получилась, наверное, первая в нашем городе инклюзивная учебная группа. Применительно к людям с ограниченными возможностями здоровья слово «инклюзия» означает, что для них есть место в обществе, оно готово их принять не только физически, но и социально и культурно. Например, инклюзивное образование – это когда дети независимо от уровня их развития учатся вместе. Но реализовать это очень непросто, потому что требуется особенная подготовка специалистов, формирование специфической образовательной среды и так далее. Всё это требует и дополнительных ресурсов.

Итак, инклюзивная учебная группа действовала при библиотеке. Мы же со Светланой Николаевной хотели реализовать идеи и предложения, которые были несколько шире и шли дальше. И в этом нас активно поддержал бывший тогда заместителем главы города Владимир Николаевич Голышев. Он сыграл очень большую роль в том, что «Благое дело» возникло и существует, и за это ему огромное спасибо. Мы пришли к нему с идеей о том, что надо создать группу дополнительного образования для детей, которые находились вне образовательной системы. Дело в том, что в то время (середина 90-х годов) действовал закон о необучаемых детях. А другой закон – о том, что все дети имеют право на обучение, появился только в 2001 или в 2002 году. То есть до этого существовала определенная группа детей, которые считались необучаемыми. Им не давали учителей, и никто никак не организовывал их образование.

- Но ведь у нас действовала школа №50 для особых детей…

- Там занимались хоть и особые, но обучаемые дети. А существовала ещё группа необучаемых, которые не умели говорить, например, к семи годам, или не могли нормально передвигаться, или у них были еще какие-то более глубокие поражения центральной нервной системы и другие особенности. В еще более раннее, советское время родителям таких детей сразу в роддоме предлагали от них отказаться. Этих детей отправляли в дома ребенка, где они были скрыты от общества. И общество просто не знало об их существовании. Но каждый ребенок, в том числе и особый, это человек, личность. И вот именно для таких необучаемых детей мы открыли в Центре творчества учащихся и молодежи (бывшем Дворце пионеров) группу дополнительного образования – класс лечебной педагогики. Он начал действовать в 1998 году, и работали в нем я и Светлана Николаевна Зуб. Была написана специальная учебная программа, набрана группа детей. Большую поддержку нам оказывала директор Центра Инна Борисовна Дешковец. Группа начала успешно действовать и, что интересно, действует до сих пор. С ней продолжает работать Светлана Николаевна Зуб.

Поначалу в лечебном классе занимались около семи  детей – кому необходимо особое внимание. Они никогда не были в коллективе, не умели быть вместе. У них были особенности в развитии и в восприятии мира. Нас очень поддержал весь коллектив Центра творчества учащихся и молодежи. В результате в работу  с лечебным классом  включились Светлана Николаевна Кочеткова, которая в то время тоже работала в Центре, и еще достаточно много специалистов этого учреждения.

Но жизнь шла дальше, дети росли и стали показывать определенные успехи. В 1999 году начала действовать наша театральная студия. Это был не обычный театр, а педагогический, к его деятельности мы подключали и родителей. В результате где-то к 2004 году на базе Центра внешкольной работы (такое название получил Центр творчества учащихся и молодежи в 2000 году – В.П.) действовали класс лечебной педагогики плюс театральная студия. В ней занимались около 25 человек.  На занятия  студии стали приходить люди старше 18 лет, да и наши ребята к тому времени, как я уже говорила, подросли (в 1998 г. они пришли к нам в возрасте 12-13 лет). И стало понятно, что мы выросли из «детских штанишек» Центра внешкольной работы, надо двигаться куда-то дальше, придумывать какие-то новые формы работы. И мы стали их искать. 

В моей жизни получилось так, что семь лет я проработала со способными, талантливыми детьми, еще семь лет – с детьми более сложными (это была лечебная педагогика) и с 2005 года  стала работать в социальной терапии – со взрослыми людьми. То есть мне довелось повзаимодействовать  со всеми возрастами.

И вот я, Светлана Николаевна Зуб и еще несколько педагогов стали обдумывать и вынашивать идею  новой формы работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего мы поняли, что они обязательно должны трудиться. Как ребенок имеет право на образование, так у взрослого должна быть нормальная реальная работа.

- То есть человек должен что-то делать руками…

- Да, но делать не просто так, а что-то нужное обществу. Любая работа, полезная для общества, формирует у взрослого человека внутреннее уважение  к себе.  То есть он становится гражданином, частью общества. По-другому стать его частью невозможно. Потому что  надо быть чем-то связанным с обществом. Для нас это стало базовой идеей.

К тому времени (2005 году. – В.П.) У нас уже действовала театральная студия, от нее ни в коем случае не собирались отказываться, и она стала той основой, фундаментом, на котором мы начали строить «Благое дело». Одновременно стали создавать возможности для занятий трудотерапией. Образовательный центр, который занимался организацией и проведением обучающих семинаров по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, тоже уже существовал с 2001 года, и он тоже вошел в состав зарождающегося «Благого дела». Таким образом, с 2005 года «Благое дело» начало существовать на базе как бы тройного союза методико-образовательной, трудовой и художественной деятельности. И, как это ни удивительно, миссия организации, ее цель, определенные изначально, со временем не поменялись. Они так и остались для нас основными, базовыми. Три направления деятельности, которые я назвала, должны быть объединены в одно целое. Это так называемый триальный метод, который мы используем. Наша организация похожа на человека: у него есть тело, душа и дух. И такое видение человека – философское, религиозное, психологическое, какое угодно – оно базовое. У каждого из нас есть физическое тело, душа с переживаниями и какой-то дух, наше «я» - наши индивидуальность, совесть, мораль.

- В чем вы видите разницу между душой и духом?

- Душа, я думаю, больше связана с нашей повседневной жизнью, которую мы можем осязать, чувствовать, переживать. А дух – это некий внутренний импульс, те мысли, которые, например, помогают нам справиться с нашими страстями, с привычками.  Известная фраза: «Я работаю над собой». Что она означает? То «я», которое работает над собой, это дух, а то, над чем оно работает, над «собой» - это душа. То есть мой дух прорабатывает мою душу. Это и есть работа над собой.

Человек – единственное живое существо на Земле, которое обладает таким триединством, этим он отличается от животных. Животное не может работать над собой. У собаки, например, тоже есть душа, потому что она чувствует, переживает, но ее душа не меняется. А человек благодаря своему духу может значительно перерабатывать свою душу и делать ее именно человеческой: высокой, чистой, прекрасной. Но если мое «я» не работает надо мной, легко скатиться до того, что мы называем животными инстинктами.

Дальше. Мы говорим «душевнобольной», но не «духобольной». Душа действительно может заболеть, начать страдать и так далее. А дух всегда здоров, светел и чист. Но бывает так, что состояние нашей телесности настолько сложное, она настолько надорвана, что духу очень тяжело ее прорабатывать…

Еще немного о миссии нашего учреждения. Как я уже говорила, в его основу сразу был заложен принцип триединства. Если посмотреть на то, как человек выражает и проявляет себя в мире, то это воля, чувства и мышление. Применительно к «Благому делу» воля – это работа, чувства – художественная деятельность, мышление – возможность обучаться и образовываться. И вот «Благое дело» - как мы его изначально создали, так оно и движется все эти годы.

- Из вашего рассказа следует, что основные «компоненты» будущей организации «Благое дело» зародились в Новоуральске. А как вы оказались в Верх-Нейвинском, в этом здании?

- Это произошло благодаря Светлане Николаевне Зуб, Владимиру Николаевичу Голышеву и главе поселка Верх-Нейвинский (в то время) Николаю Михайловичу Сухареву. Когда мы со Светланой Николаевной поделились идеей создания новой организации с Владимиром Николаевичем, он сразу сказал, что идея очень хорошая, великолепная, но осуществить ее в городе практически невозможно.

- Почему?

- Надо учитывать специфику нашего города: все надзорные органы, по крайней мере в то время (2005 год), работали очень четко, отслеживали соблюдение всех инструкций и нормативов. Люди с инвалидностью будут работать в мастерских – да кто это допустит! И в целом в стране этого нигде нет, а мы говорим о том, что человек-инвалид с топором или с рубанком в руках должен что-то делать! То есть то, что мы предложили, не проходило и не подпадало ни под одно ведомство: ни образования, ни соцобеспечения, ни здравоохранения, ни под какое-либо производство. В то же время было сразу понятно: то, что мы собираемся организовать, дело новое, но очень важное. Потому что позже выяснилось, что те принципы, которые мы заложили в «Благое дело», проявились, например, в Конвенции по правам человека, принятой в 2006 году и подписанной Россией в 2012-м. Эти принципы позволили нашему проекту включиться в международную коммуникацию для того, чтобы наши люди могли обучаться, обмениваться опытом, чтобы сюда приезжали иностранные специалисты. Поэтому нам сразу предложили присмотреть помещение где-нибудь за пределами города. Например, первоначально мы искали для себя место в Пальниках и в Тарасково. В процессе поиска мы пришли к Николаю Михайловичу Сухареву и от него узнали, что есть вот это двухэтажное здание, которое на тот момент уже три года стояло пустым с разбитыми стеклами и мусором внутри и снаружи. Когда мы рассказали руководству муниципалитета Верх-Нейвинского про нашу идею, нам как-то сразу поверили и просто отдали в пользование это здание  даже без арендной платы, с условием, что мы будем только оплачивать коммунальные услуги и следить за ним.

И вот 1 сентября 2005 года мы заехали в это здание с нашей театральной студией в количестве 25 человек. Что значит заехали? Вместе с ребятами и их родителями засучили рукава и начали убирать мусор и наводить порядок в самом здании и вокруг него. Этот процесс чистки, ремонта и обживания затянулся на целый год. Никаких, естественно, денег не было вообще, не было никаких зарплат. Люди работали просто потому, что хотели иметь свой дом, который чуть позже мы назвали усадьбой «Благое дело».

Некоторое время спустя выяснилось, что есть областные программы, которые позволяют организовывать для людей с ограниченными возможностями здоровья рабочие места и получать необходимое оборудование. Мы решили рискнуть: написали бизнес-план, который стал победителем, и получили из областного бюджета деньги на создание деревообрабатывающей, швейной и компьютерной мастерских. Мы обратились в новоуральский Центр занятости (с ним мы до сих пор крепко дружим и хорошо сотрудничаем), и с его помощью в 2007 году в «Благом деле» были созданы первые 18 рабочих мест. Но перед тем как их создавать, надо было сначала отремонтировать пол, а в помещении будущей столярной мастерской вообще сделать новый – пригодный для установки станков. Своими руками нам это, конечно, было не сделать. И тогда началось наше тесное взаимодействие с Верх-Нейвинским заводом цветных металлов и Уральским электрохимическим комбинатом.   Тогда нас очень сильно поддержали директор УЭХК Анатолий Петрович Кнутарев, его заместитель Юрий Николаевич Тугашов, и председатель профсоюзного комитета комбината Борис Владимирович Мельников. Также большую поддержку нам оказывали уже названные мною выше Николай Михайлович Сухарев и Владимир Николаевич Голышев.

- В десятилетней истории «Благого дела» вы могли бы выделить какие-то этапы?

- Я бы выделила их три. Первый – начальный, когда мы только вставали на ноги, не было ни рабочих мест, ни бюджета, а были только общественная инициатива, волонтерская деятельность и понимание нужности начатого дела. Первый этап продолжался около трех лет. Потом благодаря, наверное, нашей энергичной деятельности у нас появились базовые спонсоры: МДМ-банк, УЭХК, областное министерство социальной политики. Мы стали подавать заявки на гранты, и у нас появился хоть и небольшой, но достаточно стабильный источник финансирования, который позволил нам стать уже в какой-то степени учреждением. Мы выросли профессионально, ребята многому научились, и благодаря этому возросло качество продукции наших мастерских. Много сил в это вложили Анастасия Феликсовна Покидышева, Светлана Николаевна Кочеткова, Елена Павловна Гнусарева. Еще хочу отметить особую роль Маргариты Рафисовны Севрюгиной – она с нами с самого начала и обеспечивает очень важную для нас связь с общественностью. Всем коллективом, всей командой мы сделали очень много: стали профессионалами, эффективным реабилитационно-трудовым центром. И до 2012 года работали достаточно стабильно. Но в 2012-м ситуация повернулась так, что спонсоры не смогли нас больше поддерживать. Что же касается министерства социальной политики, из-за значительного роста в области числа общественных организаций возможность министерства оказывать помощь каждой из них (в том числе и «Благому делу») уменьшилась. Таким образом, с 2012 года начался третий этап – борьба за выживание, который продолжается и сейчас. Вместе с тем благодаря возросшему профессионализму, нашей энергичной деятельности, сохраняющейся поддержке общественности, мы продолжаем двигаться дальше. Мы все ясно понимаем, что наше будущее зависит от нас самих – в буквальном смысле. При этом «Благое дело» нуждается в субсидиях, потому что оно никогда не будет себя окупать. Ребята платят за реабилитацию, но их возможности ограниченны, и этих средств недостаточно.

  Недавно принято решение о проведении в 2017 году в Екатеринбурге первого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья. И наша организация является базовой по взаимодействию в организации этого форума. Поэтому два года мы должны как-то продержаться и выжить, потому что на нас лежит большая ответственность. Ну а что будет дальше, пока не знаю.

 

От автора. Перед самым юбилеем «Благого дела» Российский государственный социальный университет наградил Веру Игоревну Симакову золотым Почетным знаком имени Петра Великого «За благородные труды».

 

Беседовал

Владимир ПАВЛОВ

 

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

← список

Опрос

А вы прошли диспансеризацию?
Да.
Да. Уже второй раз.
Проходил диспансеризацию в 2015 (2014, 2013, 2012) году.
Нет. И не собираюсь. Считаю диспансеризацию бесполезной процедурой.
Планирую пройти до конца года.
Хочу пройти, но времени нет.
В этом году – не мой возраст, но, когда придёт время, обязательно схожу на диспансеризацию.
Я прошёл диспансеризацию и думаю, что зря потратил время.
Мне диспансеризация помогла. Хорошо, что государство выделяет на это деньги.