Главная → Материалы → ТОЧКА ЗРЕНИЯ → Коррупция. Что это?
Коррупция. Что это?По страницам Википедии Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат corrupno — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Системный характер коррупции проявляется в ее принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных. В большинстве стран коррупция уголовно наказуема. В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Примечательно, что слова «коррупция» и «коррозия» однокоренные. Коррозия — разрушение, разъедание металла, ржавчина, порча. Согласно современному российскому законодательству коррупция - это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. О понятиях на эту тему российского народа свидетельствует множество сложившихся за века поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них: Не подмажешь — не поедешь. Суд прямой, да судья кривой. Судьям то и полезно, что в карман полезло. Всяк подьячий любит калач горячий. Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом. Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос. Пред Богом — с правдой, а пред судьей — с деньгами. В своде законов Российской империи, утвержденном при Николае I в 1830-е годы, взяточничество подразделялось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). После принятия в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» суды над чиновниками впервые в истории России стали достаточно обыденным делом. Так, в 1853 г. под судом находилось 2540 чиновников. В Советском Союзе было гораздо больше чиновников, чем до революции: на 1000 жителей в 1922 г. их было 5,2 (для сравнения: в 1913 г. -1,63), в 1950 г. -10,2. Соответственно, и возможностей для коррупции стало гораздо больше, чем прежде. Поначалу взяточничество признавалось контрреволюционной деятельностью, а Уголовный кодекс 1922 г. предусматривал за это преступление расстрел. Несмотря на жесткость уголовных норм, в судебной системе и правоохранительных органах коррупция, благополучно перекочевав из царской России, продолжила свое существование и развитие буквально с первых дней советской власти. В 1948-49 гг. в СССР прошли три закрытых судебных процесса по коррупции. Из доклада прокурора СССР Григория Сафонова руководству страны следовало, что вся советская судебная система снизу доверху поражена коррупцией. В СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. Простым гражданам навязывалось мнение, что коррупция для социалистического строя является нехарактерным явлением и присуща только буржуазному обществу. О том, что с середины 50-х годов до 1986 г. регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в 25 раз, как противоречащий той догме факт, не сообщалось. В современной России в 1998 году доктор юридических наук Н.И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода». В 1999 году академик РАН Д.С. Львов и доктор экономических наук Ю.В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как тотальную. В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю.Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в Российском государстве. В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией. Так, в конце 2005 года В.В. Путин внес в Госдуму Федеральный закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В марте 2006 года он подписал этот закон и тем самым Конвенция была ратифицирована. Михаил Гришанков, первый зампред комитета Госдумы по безопасности, тогда заявил, что ратификация Конвенции будет «способствовать совершенствованию правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а также международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство». Одной из укоренившихся форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как плату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы Алексея Ткачева, 22-летняя студентка Анастасия Ткачева стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани. Самым высокопоставленным осужденным чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции Валентин Ковалев. Ковалев и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет. Условные наказания такого рода, по существу, представляют собой средство стимуляции коррупции. Самым громким делом 2011-2012 гг. стало «игорное дело» о масштабном нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области (однако к концу второго года расследования из полутора десятков обвиняемых по этому делу за решеткой в России не осталось ни одного). С осени 2012, с дела о растрате средств на развертывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами: ■ дело Роскосмоса (ГЛОНАСС), ■ дело Оборонсервиса (Минобороны, первоначальная оценка ущерба около 3 млрд. руб., февраль 2013 г. -13 млрд.руб.), ■ дело Саммита АТЭС, ■ дело Росагролизинга (ущерб более 30 млрд. руб.), ■ дело РусГидро, ■ дело Росреестра, ■ дело Росрыболовства и др. Во многих из них, собственно, взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат. Всего к началу 2013 г. за коррупцию сняты с должности около 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов. В марте 2015 г. арестован губернатор Сахалина, которого подозревают в получении крупной взятки, изъято около 1 млрд. рублей наличными. Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства в борьбе с коррупцией названы неадекватными ее размаху.
Области обогащения Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы. К сферам деятельности, которые наиболее подвержены коррупции, в России относятся: таможенные службы, налоговые органы, правоохранительные органы, бюрократия, учебные заведения. По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России экспертно установлена пятерка наиболее коррумпированных: Министерство обороны, Министерство транспорта, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство финансов. Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить: ■ налоговые льготы, ■ продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных, ■ районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли, ■ добыча природных ресурсов, ■ продажа государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий, ■ предоставление монопольной власти определенному виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности.
Transparensy International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Основана в 1993 г. Российское отделение Transparensy International существует в форме автономной некоммерческой организации «Центр «Трансперенси Интернешнл-Р» («Центр ТИ-Р»), созданной в 1999г. В октябре 2000 г. она стала частью международного движения Transparensy International. С момента основания организации ее генеральным директором до лета 2014 г. являлась Елена Панфилова. В декабре 2014 г. Панфилова была избрана на должность вице-президента международного движения Transparensy International и до настоящего времени сохраняет пост председателя правления центра «ТИ-Р». С лета 2014 г. генеральным директором центра «ТИ-Р» является Антон Поминов. Антикоррупционные центры (приемные) открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Владимире, Калининграде и Великом Новгороде.
Правовая поддержка заявителей о коррупции Антикоррупционные центры ведут прием граждан по вопросам противодействия коррупции и преодоления административных барьеров. В числе используемых инструментов: обращения в органы власти от юридического лица, юридическое консультирование, помощь в составлении обращений в суд, прокуратуру и органы власти. Кроме того, круглосуточная онлайн-приемная доступна на сайте «Антикоррупционного журнала» Центра «ТИ-Р». Transparensy International ежегодно составляет индексы восприятия коррупции (ИВК), отражающие состояние антикоррупционной деятельности в государствах мирового сообщества. Индекс градируется до значений от 10 до 0. Как например в спортивных соревнованиях: чем больше очков (max-10), тем выше место в таблице, чем меньше (min - 0) - тем ниже место. Например индекс «0» означает, что в стране тотальная коррупция. А индекс «10» означает, что в стране коррупции нет (такая страна есть - Сингапур). В 1999 г. обсчитано 99 стран. Россия - 2,4 балла, 82 место. В 2000-2004 гг. ИВК для России не превысил 2,8 балла. В 2004 году индекс был рассчитан для 146 стран. Значение индекса для России составило 2,8 балла (90 место). Руководитель российского отделения организации Елена Панфилова отметила, что положение России в рейтинге остается стабильным с 2000 г. По ее словам, многочисленные реформы президента Путина никак не меняют мнения предпринимателей и экспертов о степени коррумпированности российской бюрократической машины. В 2005 году индекс был рассчитан для 159 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (126 место). Такое же значение индекса было у Албании, Нигера, Сьерра-Леоне. По мнению Елены Панфиловой, такая позиция России в рейтинге - национальный позор России. Снижение рейтинга России она связывает с «огромным зазором между антикоррупционной риторикой на верхах и реальным положением бизнеса на местах». В 2006 году индекс был рассчитан по 163 странам. Значение для России - 2,4 балла (121 место). В 2007 году Транспаренси Интернешнл включила в свой рейтинг 180 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (143 место). Такое же значение индекса имели Гамбия, Индонезия, Того. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются. В 2008 году индекс был вновь рассчитан для 180 стран. Значение индекса для России составило 2,1 балла (147 место). Такое же значение индекса было у Сирии, Бангладеш и Кении. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл—Р» отмечалось, что «индекс 2,1 является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны. Ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эту угрозу можно отметить по всем фронтам, феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России». В 2009 году Россия занимала в рейтинге организации Transparensy International 146 место. В 2010 году - 154 место (всего исследованы 178 стран), получив 2,1 балла. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р», в частности, утверждалось: «... никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране все как было плохо, так плохо и осталось». Елена Панфилова заявила, что за год в России фактически ничего не поменялось, и добавила, что страны с рейтингом ниже трех баллов следует считать находящимися в зоне очень высокой коррупции. Подобное положение сохранилось и в период с 2011 по 2014 гг., 2015 г. еще не подсчитан. На этом можно было бы завершить разбор статьи из Википедии. Сингапур, в котором нет коррупции вообще, очень далеко от нас, да и очень невелико это островное государство. Гоже ли нас с ним сравнивать? Хочется обратить внимание на государства, соседствующие и почти соседствующие с нами. Например, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Великобритания... Эти страны входят в первую десятку государств мира по самому низкому уровню коррумпированности. Сингапур имеет индекс 10,0, а эти страны - от 8,5 до 9,5. И как любит говаривать наш юморист, замечательный рассказчик анекдотов Игорь Маменко: «А что, мы хуже сингапурцев что ли?» или: «А что, мы хуже шведов что ли?»... И, видимо, неслучайно, что все вышеперечисленные «соседи и почти...» культивируют в своих странах протестантское вероисповедание. Мне довелось по случаю провести несколько дней в поселении лютеран евангелистов. Пообщался я с пасторами и с простыми жителями-колонистами, предки которых переселились в Иркутскую губернию в XIX веке из Германии по приглашению российских властей. Живут они в сельской таежной местности. Живут они крепко, в достатке (но не богато!), своя школа, свой быт. Очень хозяйственны, трудолюбивы, честны, надежны, порядочны. В последние дни января в Ставрополе проходил форум Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов поделился с телезрителями оценкой делегатов форума (их было 500) уровня эффективности (а точнее - неэффективности) управления и использования государственных денежных средств, налоговых льгот и т.п. в ущерб реальной социальной политике. Коррупция и прочее наглое воровство государственных денег сегодня пожирают существенно больше средств, чем Российская Федерация потеряла от введения экономических санкций против нее, падения цен на нефть, нестабильности на мировом финансово-валютном рынке... ОНФ считает своей первостепенной, первоочередной задачей остановить беспредел коррупции, воровства, вернуть народу разворованное. Дай-то Бог!
Подготовил Валерий ЛЕНДЕНЕВ Комментарии:
Гость
Гость
Написать комментарий
|
Опрос |