Главная » Материалы » СРЕДА ОБИТАНИЯ » Разруха не в клозетах, а в головах
Разруха не в клозетах, а в головахЕсли я, посещая уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать 3ина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. М. Булгаков, «Собачье сердце» В разные времена то, что сегодня мы называем туалетом, именовалось отхожим местом, нужником, ретирадником (от французского retirer - удаляться), клозетом (closet - по-английски означает чулан, кабинет), ватерклозетом (water по-английски - вода, отсюда аббревиатура WC, что означает water closet), сортиром (от sortir - выходить). Слово «уборная» до советского времени обозначало помещение для одевания. По неофициальным историческим данным депутаты второго Всероссийского съезда Советов, провозгласившего Советскую власть, в качестве нужников использовали китайские фарфоровые вазы Зимнего дворца, которых, видимо, было больше, чем туалетов. Именно с того дня началось триумфальное шествие советской власти и торжество нового образа жизни. Авторитетный французский писатель Андре Жид, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1947 год подобно многим другим литературным деятелям предвоенной поры был заинтересован социалистической идеей и испытывал искреннюю симпатию к СССР. Сталин несколько раз приглашал его в Москву, как приглашал многих других западных писателей - Ромена Роллана, Анри Барбюса, Лиона Фейхтвангера, Теодора Драйзера… Им внушали прелести коммунистического образа жизни. Но Андре Жид, приехавший в 1936 году на похороны Максима Горького, безоговорочно разочаровался в преимуществах советского образа жизни. И помог ему в этом разочаровании – общественный туалет. Иностранцев в них не пускали. Но писателю довелось посетить общественный нужник. И он был потрясен, подавлен увиденным – нечистоты и удушливый запах хлорки, от которого слезятся глаза. Андре Жид сумел увидеть в советском общественном сортире воплощение той бесчеловечной организации общества, которую строил Сталин и которую большевики хотели навязать всему миру. Вернувшись во Францию он написал книгу «Возвращение из СССР», в которой раскритиковал отсутствие свободы мысли и слова в СССР, жёсткий контроль за общественной жизнью и некоторые неприятные черты нового советского человека Имя писателя попало в СССР под запрет, его книги не издавались полвека. Осудили книгу писатели левых взглядов, такие, как Ромен Роллан и Лион Фейхтвангер. Они, видимо, не были в российских общественных туалетах. Советские журналисты потешались над его кругозором, ограниченным туалетным очком. Но именно по общественным туалетам в Советской России французский писатель мог судить о качестве власти, её отношении к народу и эффективности правления. Историю российского общественного туалета ХХ века лучше начать с одной легенды, возникшей в Санкт-Петербурге. В конце XIX - начале ХХ века в трёх местах этого города - на Кронверкском проспекте, у Николаевского и у Тучкова мостов - появились три одинаковых туалета в виде небольших особняков с башенками, шпилями, узорной кладкой. Они были построены по заказу купца Александрова и по проекту известного российского архитектора А.И. Зазерского. Легенда гласит, что купец влюбился в одну знатную даму, однако та была равнодушна к его ухаживаниям. Крайне обиженный Александров решил отомстить ей довольно забавным, но полезным для горожан способом – он построил на свои деньги неподалёку от её дома на Кронверкском проспекте общественный туалет - точную копию загородного дома баронессы. Оскорблённая женщина переехала на другую квартиру, возле Николаевского моста, - Александров и там поставил общественный туалет. Несчастная дама перебралась к Тучкову мосту, но и здесь скоро опять появился туалет, напоминавший её загородный дом. Что естественно – то не безобразно. Часто мы произносим эту фразу при упоминании об естественных потребностях человеческого организма. Но все же существуют нормы приличия, которые останавливают нас от прилюдного испражнения своего организма. Тема общественных сортиров волнует не одно поколение наших граждан. Так, в нашем городе в свое время было три общественных клозета – по улице Комсомольской возле магазина «Елена», напротив кинотеатра «Родина» и на Центральном стадионе. В настоящее время ни один не сохранился, и наши граждане пользуются удобным случаем во время проведения естественных нужд. К нам в газету обратилась женщина-предприниматель, которая содержит парикмахерскую по улице Ленина. За время своей работы ей часто приходится лицезреть справление естественных надобностей под окнами своего заведения. Дело в том, что по этому адресу – ул.Ленина, 94 – находится несколько организаций, а туалеты имеются не везде. А если и имеются, то не каждого запустят. Вот и устроили посетители этих заведений стихийный туалет под окнами парикмахерской. Общественный туалет – это повседневная необходимость нашей жизни. В Новоуральске остался один общественный туалет, и тот за городской чертой – на железнодорожном вокзале. И, конечно же, атмосфера в нем типичная для всех общественных сортиров советского времени. Можно ли для решения проблемы общественных сортиров привлечь городские бизнес-резервы. Возможна ли окупаемость таких заведений в нашем городе? Вот в Древнем Риме такая окупаемость, видимо, была. Так, налог на общественные туалеты («мочевой налог») был введен еще римским императором Титом Флавием Веспасианом-старшим. Туалетным налогом облагалось содержание и посещение общественных уборных, которые римские граждане использовали не только для отправления естественных надобностей, но и для общения. Необходимость пополнить казну государства после только что закончившейся гражданской войны заставила Веспасиана вводить самые разные налоги и жестоко карать за попытки уклониться от их уплаты, что давало римлянам повод для злословий. Римский историк Гай Светоний Транквилл описывает диалог, состоявшийся между императором Веспасианом и его сыном Титом. Когда последний упрекнул отца в неблагородном происхождении денег, собранных путем введения налога на туалеты, император заставил сына понюхать монеты и спросил, чем они пахнут. «Ничем» — ответил сын. «Странно, а ведь они из мочи!» — поставил точку в диалоге император. Так родилось крылатое выражение «non olet pecunia» — деньги не пахнут. Можно ли создать в нашем городе такие пункты общения по древне-римскому образцу, чтобы при этом они были не убыточны? Ведь при градостроительстве учитывается много факторов, в том числе наличие общественных сортиров на душу городского населения. Так, по существующим "Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных", утвержденным еще в 1972 году прошлого века, радиус обслуживания общественных туалетов в городах, оказывается, не должен превышать 500-700 метров; советский норматив - 1 унитаз на 500 человек. Подобные заведения и подходы к ним должны быть оборудованы специальными указателями, заметными днем и ночью. Кроме этого, согласно правилам, общественные уборные надлежит оборудовать крючками для верхней одежды, полками для личных вещей, туалетной бумагой, электрополотенцами, мылом. А в нашем городе понятие общественный туалет не существует как понятие, поэтому все перечисленные правила совсем не соблюдаются. В настоящее время нормативы несколько изменились, общественные туалеты по современным параметрам имеют следующие показатели - прибор на 1 тысячу человек. (НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Свердловской области от 15.03.2010 г. № 380-ПП «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Свердловской области»). Получается, что в нашем городе в общественных сортирах должно быть не менее 88 приборов. Если иметь в виду, что в одном общественном сортире должно быть восемь приборов, то, получается, одиннадцать общественных туалетов должно быть в Новоуральске в обязательном порядке. А можно использовать опыт южнокорейского города Сувон. В нем эстетичные туалеты стали одним из пунктов плана городских работ. Мэр решил создать "островки общей культуры, где можно отдохнуть и вообще насладиться жизнью". Ко всем обычным туалетам в городе прибавилась примерно сотня прекрасных туалетов, а около 20 из них - категории люкс - построены по спецпроектам и издали напоминают скорее нетрадиционные загородные дома. Их отличие – не только особая чистота, но и наличие картинных галерей, цветочных клумб, телефонов-автоматов, киосков и прочего, включая кофейни. Туалетная проблема не является проблемой города Новоуральска. Эта проблема приобретает общемировой масштаб. Не зря основатель и президент Всемирной туалетной организации Джек Сим сказал: "Право на туалет является одним из самых базовых прав человека, пожалуй, даже более важным, чем право на свободу слова". Культура городского сообщества измеряется не наличием в городе театра и общественной палаты, а наличием и чистотой туалета за углом. Общественный туалет – вот показатель общественной культуры в городе. А пока общественного сортира в городе нет, то и о культуре говорить не приходится. Озабочены мы маленькой зарплатой, И коррупцией, что царствует везде, Только Дума об общественной палате Все трубит, как об общественной нужде! Почему кругом преследуют напасти? Кто общественный построит туалет? Только слушать не хотят нас наши власти, Ведь сортира для народа даже нет! Почему всегда мы виноваты?- Не меняется как время этот мир, И зачем нам в этом городе палата - Лучше сделайте общественный сортир! Владимир Волков
Комментарии: Написать комментарий
KellyKet
|
Опрос |