Главная » Материалы » ИСТОРИЯ » История Новогодней почтовой марки

История Новогодней почтовой марки

Собирание почтовых марок – вовсе не праздное развлечение, поскольку в этих разноцветных бумажных картинках отражаются какие-то моменты новой и старой истории, перемены, происходящие на планете. Почтовые марки связывают не только людей, но и культуры, они - и часть исторических хроник, и своеобразный календарь.

Новый год и Рождество - это особенное время, когда миллионы людей по всему миру отправляют друг другу поздравления по почте. Поэтому традиционно многие страны выпускают Новогодние или Рождественские почтовые марки.


Накануне Нового 1904 года датского почтмейстера Эйнара Холбеллу осенила счастливая мысль: он предложил своему руководству печатать специальные марки и наклеивать их на всю новогоднюю корреспонденцию бесплатно! Благодаря этому в Дании значительно активизировались потоки почтовой корреспонденции, а имя Эйнара Холбеллы вошло в историю почты и филателии. Характерные сюжеты праздничных марок - зимние пейзажи, рождественские ёлки, лыжники, катающиеся на санках дети, снеговики и другие символы зимы и Новогоднего праздника.

Первая марка «С Новым годом!» вышла в СССР в декабре 1962 года, после чего такие марки стали выпускаться у нас ежегодно. Хотя советские чиновники к празднованию Нового года очень долго относились с подозрением: Рождеством пахнет! Дело в том, что после Октябрьской революции и до середины 30-х годов в СССР празднования Нового года и Рождества находились под запретом и были преданы забвению. И только в 1935 году власти разрешили отмечать Новый год. Причем его сделали главным зимним праздником, а память о Рождестве постарались искоренить.  Наверняка решение о выпуске новогодней марки согласовывалось в политбюро и обуславливалось партийной установкой на усиление антирелигиозной борьбы: праздник Нового года ловко подменил праздник Рождества!

Эскизы новогодних марок, разрабатываемые советскими художниками, не имели какой-то особой художественной ценности. В основном это была пропаганда советской идеологии. Как правило, рисовали заснеженный Кремль, новогодние елки, пятиконечные звезды с надписью «С Новым годом!», Останкинскую телебашню и пролетающий над ней самолет, профиль вождя мирового пролетариата на фоне красного знамени и так далее. В 80-е годы ХХ века на марках появился олимпийский мишка и даже Петр I на вздыбленном коне.

Первая Новогодняя марка новой России была выпущена 2 декабря 1992 года. Российские почтовые марки отличаются большой красочностью и разнообразием сюжетов и композиций. Официоз сменился праздничными картинками с новогодним настроением. Здесь и коробки с подарками на фоне новогодней елочки, и Дед Мороз верхом на коне, выполненном в виде дулевской игрушки, Дед Мороз на фоне российского флага с поздравительным конвертом в руке, елочные шары, герои мультфильмов. Издатели начали экспериментировать. Так, в 2003 - 2004 годах выпустили марки на плотной бархатной бумаге, больше напоминающей ткань. А например, новогодняя марка 2006 года была сделана по эскизу восьмилетней школьницы из Ульяновска Елизаветы Бочковой, победившей во Всероссийском конкурсе «На лучшую марку Деда Мороза». Стали появляться марки с закругленными краями с изображениями еловых веток и снежинок. Есть даже экземпляры, имеющие круглую и треугольную форму.

В декабре 2010 года вышла не совсем обычная Новогодняя марка, можно сказать, инновационная. Ее не надо было, как все прочие марки, лизать языком, поскольку она выполнена на самоклеящейся бумаге. Кроме того, у нее необычна и форма: два угла закругленные, а два - острые. В то же время ее сюжет не отличается особой оригинальностью: на фоне узоров и российского триколора изображен Дед Мороз – один из основных новогодних символов. Кстати, ежегодно в его адрес приходят сотни тысяч писем от детей из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Надо отметить, что образ Деда Мороза складывался веками – каждая эпоха вносила в его характер и внешний облик все новые и новые штрихи. В нашем современном представлении - это добрый, румяный дедушка с окладистой бородой, в длинной шубе, шапке, валенках, рукавицах,  который поздравляет всех с Новым годом и дарит детям долгожданные подарки. Его образ – один из самых популярных и часто повторяющихся на новогодних марках СССР и России. Например, с марки-2010 нам улыбается уже восьмой Дед Мороз, автором которого, к слову, является художник А.Грибкова.

На почтовой марке 2011 года на сером фоне изображён красный новогодний шар с белыми снежинками. Кстати, первые стеклянные игрушки в России начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Помимо стекла, игрушки делали из картона, из ваты, накрученной на проволочный каркас: так изготавливали фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду в отличие от советской пятиконечной. Марка-2011 тоже необычная: при ее печати была использована серебряная паста и голографическая фольга. Дизайнер марки – М. Расторгуева.

Новый год — праздник, который пришёл к нам из глубины веков и до сих пор остается самым ярким и долгожданным торжеством. Его главный атрибут – новогодняя елка. Именно стилизованная под кружево елка стала сюжетом марки в 2012 году. Ее автор – дизайнер О.Иванова.В нашей стране елка появилась в 1700 году, после Указа Петра I, согласно которому предписывалось украшать дома ветками хвойных деревьев. В царской России самые большие елки устанавливали в Аничковом дворце и зале Дворянского собрания в Санкт-Петербурге. Там же сооружали катальные горки, карусели, организовывали базары детских игрушек и лотереи. Сегодня же чаще наряжают искусственные елки: небольшие ставят в квартирах и домах, а многометровые красавицы украшают главные площади городов. Интересно, что Новогодняя марка, выпущенная в 2012 году, стала юбилейной - 50-й по счету. Первыми получателями писем с только что выпущенной в свет Новогодней почтовой маркой-2012 стали дети, перенесшие сложные операции. Торжественная церемония спецгашения праздничного знака почтовой оплаты проходила в московском ЦУМе. В церемонии участвовал популярный телеведущий Первого канала и известный филателист Андрей Малахов.

В ноябре 2013 года в почтовое обращение были выпущены четыре новогодние марки с изображением всех талисманов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. На марочных листах на фоне сказочных зимних пейзажей предстали символы Олимпиады в Сочи — Белый Мишка, Зайка, Леопард, а также символы Паралимпийских игр — Снежинка и Лучик. Филателистическая продукция сопровождает все Олимпийские игры современности, начиная с 1896 года. Почтовые марки, выпускаемые страной, проводящей Игры, являются атрибутом каждой Олимпиады, а впоследствии становятся предметом гордости в коллекциях филателистов.

Всего к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи издательско-торговым центром «Марка» было выпущено более 50 разносюжетных почтовых марок. Выпускались также наборы почтовых марок и почтовые карточки. Среди сюжетов, которые использовали для почтовой продукции «Сочи-2014», — зимние виды спорта, талисманы Игр-2014, олимпийские спортивные объекты, эстафета олимпийского огня, легендарные спортсмены-олимпийцы и виды Краснодарского края. Кроме того, впервые в истории России, а также в истории олимпийского движения была выпущена почтовая марка с двухмерным штрихкодом для распознавания с помощью мобильных устройств. На марке изображен матричный код с зашифрованной ссылкой на сайт www.sochi2014.com, куда любой желающий мог попасть при помощи мобильного устройства, скачав специальную программу. Авторы олимпийских новогодних шедевров - художники-дизайнеры М. Расторгуева (марки) и О. Прядкина (оформление полей).

В декабре вышла новогодняя марка 2014 года. Художники-дизайнеры Е.Курочкина и Р.Комса изобразили на ней тройку лошадей в цветах флага Российской Федерации. Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Она множество раз упоминается в стихах, песнях, литературных произведениях и не имеет аналогов ни в одной стране мира.

Русские тройки появились во второй половине XVII века, а на первую половину XIX века приходится настоящий пик их популярности. По мнению иностранцев, тройка олицетворяет удалую русскую душу и по праву является символом России.

Что ж, в почтовой марке, как и в празднике Нового года, есть своё волшебство. Красиво оформленная, сияющая глянцем, сама как новогодняя игрушка, она всегда притягивает взгляд. Порою с ней даже жалко расставаться, наклеивая на конверт. Кто знает, может быть, ваша филателистическая коллекция ждет вас, и всё у вас впереди. Ведь собирательство способно захватить кого угодно вне зависимости от возраста и пола.

 

Анна ЛАРИОНОВА,

заведующая Центром краеведения публичной библиотеки НГО

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.