ГлавнаяМатериалыОБРАЗОВАНИЕ«Учитель должен быть интересен»…

«Учитель должен быть интересен»…

В конце этого года учитель русского языка и литературы школы № 49 Елена Александровна Жуланова стала лауреатом премии губернатора Свердловской области среди педагогов общеобразовательных учреждений. Хоть и не любительница участвовать в различных конкурсах, на этот все же решила заявиться – чтобы узнать свой сегодняшний уровень подготовки и преподавания русского языка и литературы – очень важных предметов и перенять опыт коллег из области.

Победить? Конечно, наверное, было такое желание, но кто знает, чем может закончиться любое состязание. Да и к тому же Елена Александровна считает, что учитель прежде всего побеждает в своих учениках. «Мне всегда важнее, чтобы победы одерживали мои ученики - в конкурсах чтецов, исследовательских работ, каких-то проектов», - говорит Жуланова.

Стало интересно, как она ощущала себя среди финалистов.

- Я себя ощущала комфортно. Мне не было стыдно ни за себя, ни за своих учеников, ни за новоуральскую школу. У нас учитель работает с самоотдачей, не всегда им движет денежный интерес. Даже по сравнению с екатеринбургскими учителями наши на более высоком профессиональном уровне.

- Какие формы, методики дают в обучении наилучший результат?

- Формы могут быть разные. Сегодня очень много различных методик, технологий, которыми владеет современный учитель. Я могу владеть технологией проблемного обучения или технологией критического мышления, но если я не отдаю часть себя детям, если я равнодушна к тому, что преподаю, все бесполезно. Главное – отдать себя… В первую очередь, учитель должен быть интересен ученику. Он должен подвести ученика к пониманию: то, что он сегодня узнал и открыл для себя в школе, не канет в Лету, а пригодится – для развития способностей, для осмысления происходящих событий, для общего культурного развития. Ученик должен понимать, изучение русского языка пригодится в жизни, поможет общаться в разных ситуациях.

- В этом ваша главная задача как учителя?

- Моя задача – помочь ученику вырасти хорошим человеком, знающим и любящим свой родной язык, умеющим читать и понимать серьезную литературу, которая учит мыслить, быть неравнодушным, дает ответы на сложные жизненные вопросы.

- То есть вы рассматриваете литературу – один из важных, на мой взгляд, школьных предметов как человековедение?

- Как человековедение. Рассказ, повесть, роман - произведение позволяет увидеть другого человека изнутри. Как бы хорошо мы ни знали родителей, подругу, они никогда нам не откроют, что у них внутри, в глубине души. А книга позволяет видеть другого человека очень глубоко, учит лучше понимать себя. Как бы близко вы ни общались в Твиттере, «ВКонтакте», свое сокровенное тебе все равно до конца никто не раскроет… Возьмите Лермонтова – «Герой нашего времени», «Журнал Печорина». Это такие глубины, такой внутренний мир человека!.. Такого больше нигде не найдешь…

- Видимо, поэтому в помощники берете театр. Когда изучали «Вишневый сад» Чехова, вы организовали поездку на спектакль в Екатеринбург. Для закрепления материала? Те, которые не читали произведение, хоть на сцене в лицах его увидели. Поэтому?

- Поездки в театр, с одной стороны, приобщение детей к культуре. С другой – возможность увидеть другое прочтение. Ведь учительская интерпретация все равно присутствует. Часто вольно или невольно мы навязываем свое видение. В театре есть возможность увидеть режиссерскую, актерскую интерпретацию образа, услышать звучащее слово. Это очень важно. И я вижу, как ученик реагирует на это слово…

- Ваши ученики говорят: «она ладит с нами». Как вам это удается, в чем секрет?

- В каких-то ситуациях я пытаюсь встать на место ребенка и увидеть себя со стороны… Очень часто ставлю себя на место учительницы моего сына. Это помогает увидеть свои педагогические просчеты.

Надо просто быть добрее… После института у меня были хорошие наставники, я им очень благодарна. Они учили: не конфликтуй с детьми, это приведет к еще большему протесту. Нельзя считать, что ты, учитель, всегда прав. Так что секретов никаких нет.

- Елена Александровна, вы учите детей родному русскому языку, литературе, а они вас чему учат?

- Учат быть современной. Они более продвинуты в видении жизни, в освоении новых технологий. Они научили меня быть более внимательной к ученику…

- Почему вы, став кандидатом филологических наук, остались в школе?

- Я попробовала себя в институте – работала в филиале УрГУ, в МИФИ-2. Мне было интересно со студентами, это какой-то новый поворот. Новое качество моей работы. Но из школы я не уходила. Школа – это мое! Здесь я вижу результат своего труда в большей степени, чем в вузе. Там, конечно, результат тоже есть, и знания студенту ты даешь. А в школе я вижу духовное становление детей, вижу, что отдача есть. А это дорогого стоит…

Разговаривая с Еленой Александровной, я убеждалась в правоте сказанного мыслителями разных эпох об учителях и учениках. Д.Дидро считал, что учитель должен глубоко знать предмет, который преподает, и иметь «честную и чувствительную душу». А Д.Менделеев утверждал, что «без доверия к учителю – учение не может давать добрых плодов».

У учеников Елены Александровны есть нравственное доверие к ней, поэтому и идут на все уроки с удовольствием, и русский язык с литературой любят. А она, видя, что с годами прорастают плоды ее трудов, как и каждый учитель, оставляющий в учениках частичку своей души, испытывает удовлетворение и остается верна своим педагогическим принципам и убеждениям.

Надежда СТАХЕЕВА

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

Опрос

Что делать в дождливое воскресенье?
Почитать интересную книгу.
Пойти гулять... и танцевать под дождём.
Прибраться в доме.
Провести время с любимым человеком.
Включить музыку и ностальгировать.
Уйти в социальные сети.
Спать. Выспаться перед тяжёлой рабочей неделей.