Главная → Материалы → ОБРАЗОВАНИЕ → Учим делать выбор и нести за него ответственность
Учим делать выбор и нести за него ответственностьНедавно на базе гимназии прошел проектно-экспертный семинар «Формирование сети школ - стажировочных площадок, реализующих сетевые стандарты «Школы Росатома». Участники мероприятия (преподаватели гимназии Новоуральска и Заречного Пензенской области) планировали свою работу, связанную с реализацией данного нового проекта. О вхождении гимназии Новоуральска в сеть школ Росатома и дальнейшем участии в программе – в интервью с директором школы Людмилой Олеговной ПУХАРЕВОЙ. - В июне текущего года администрация и Управление образования НГО рекомендовали нашу школу для участия в этом проекте. Нам нужно было представить результаты работы, презентовать себя, показать, насколько мы перспективны и справимся ли с сетевыми стандартами школ Росатома. В итоге в программу вошли наша гимназия и гимназия «Дидакт» закрытого города Заречный Пензенской области. Было несколько условий. Первое – получение денежного гранта на три года на условиях софинансирования: ежегодно 2 миллиона рублей будет выделять Росатом и столько же администрация города. Отрадно отметить, что эти деньги к нам уже поступили и от одной, и от другой стороны. - На что планируете потратить выделенные гимназии 4 миллиона рублей? - Большая часть этих денег пойдёт на создание открытого интерактивного современного высокотехнологичного образовательного пространства, где у ребят появится возможность выбора, возможность действовать по собственному образовательному замыслу не только в своей возрастной группе, но и организовывать продуктивное взаимодействие в группе ребят разного возраста. Первое такое свободное пространство у нас появится уже в следующем году. - Какие изменения произошли в гимназии в рамках реализации программы? - Уже в августе мы начали большую подготовительную работу. Собрали учащихся десятых классов и их родителей, объяснили ситуацию. Каждый ребёнок до конца сентября должен был выстроить свою индивидуальную образовательную программу, выполнить задание перспективы, скорее не выполнить, а поразмышлять: «Кем я хочу стать в будущем? Смогу ли я стать профессионалом именно в этой сфере? Что мне нужно для успешной карьеры? Что будет являться опорой в достижении моих целей?». Далее была организована образовательная сессия, десятиклассники полностью погрузились в особенности учебного плана и системы оценки. Надо так спрогнозировать свою модель учебного плана, чтобы она полностью отражала образовательные запросы и позволила прийти к намеченной цели - стать профессионалом. Так началось у ребят планирование образовательного будущего, вместе с родителями они обсуждали вопросы, связанные с выбранной профессией, собирали необходимый материал по специальностям, определяли ВУЗы, узнавали требования, необходимые для поступления. Была проведена огромная работа, в результате которой дети защищали свои индивидуальные учебные планы в присутствии одноклассников и педагогов. У нас были ученики, которые на тот момент перешли к нам из других школ, поэтому мы давали время на раздумье: может, кто-то не готов принять участие в этом проекте и пожелает перейти в другую школу. - Что дает детям участие в этом проекте? - Индивидуальную образовательную программу на два ближайших года. Например, при поступлении нужно будет сдавать физику и математику, школьник выбирает эти предметы для своего учебного плана, нужный ему уровень изучения – базовый или углубленный. Потом наполняет свой учебный план элективными курсами, расставляя при этом свои личные приоритеты. Что на первом месте: социальная психология для души или основы политологии для перспективы? Все остальные предметы, которые не будут ему нужны при поступлении, он может изучить в рамках интегрированных курсов, например курс естествознания включает в себя физику, химию, биологию, географию. А также отдельные модули учебных предметов можно изучать дистанционно: такая система обучения у нас в гимназии работает уже второй год. В результате всех этих нововведений у каждого учащегося 10-х классов появилось индивидуальное расписание, свободное время они могут использовать для самостоятельных занятий по основным предметам. Для этого мы уже выделили специальные помещения со свободным доступом к компьютерам и Интернету. Кроме того, участие в этом проекте помогло детям заглянуть в себя и раскрыться перед другими. Они анализировали свои желания и возможности и потом, во время защиты своих учебных планов, делились мыслями с другими. Это дало возможность учителям посмотреть на ребят с другой стороны. - Получается, у каждого десятиклассника индивидуальное школьное расписание? - Это самое сложное. Из трех десятых классов, а это 77 человек, образовалось несколько групп и множество подгрупп с различными базовыми предметами. Учителям приходится подстраиваться практически под каждого из детей. А ведь кроме этих трех классов в школе есть еще 600 человек, которые продолжают обучаться в стандартных условиях. Приходится прилагать колоссальные усилия, чтобы вмещать в рамки общего учебного плана индивидуальные занятия. Все это возлагает ответственность не только на учителей, но и на самих учащихся, которые должны понимать, как им в ближайшие два года планировать свое время, чтобы достичь желаемого результата, той планки, которую они сами себе поставили. - Были ли какие-то сложности, когда дети делали свой выбор? - Возможно, некоторые из них до сих пор не определились до конца, кем они видят себя в будущем, выбрали только какое-то направление. Поэтому, конечно, было много проблем, противоречий с родителями, которые зачастую пытаются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты или считают, что им видней, что будет лучше для их ребенка. Поэтому у нас были специальные консультативные дни: классные руководители, учителя, администрация гимназии встречались с учащимися и их родителями, беседовали, помогали разобраться в каждой ситуации. Обратилось порядка тридцати семей, и это не считая тех, кто консультировался с нами в режиме электронной переписки или по скайпу. Мы до сих пор продолжаем эту работу, ведь в некоторых случаях может потребоваться корректировка. В связи с этим сейчас мы пересматриваем функцию учителя, планируем, что у нас появятся тьюторы – личный сопровождающий, наставник, который будет помогать ребенку, анализировать его возможности и достижения. Мы готовы к тому, что кто-то из детей может радикально поменять свое решение. - По окончании гимназии эти выпускники будут поступать в высшие учебные заведения на общих основаниях? - Да, такая система обучения в старшей школе не дает каких-то официальных привилегий, льгот при поступлении, но она значительно уменьшает вероятность разочарования в выбранной профессии, ведь ни для кого не секрет, что очень часто лишь в процессе профессионального обучения студент начинает понимать, что сделал неправильный выбор. У нас в гимназии уже в восьмом классе, пусть и не в таком большом масштабе, но дается представление о профессиях. Поэтому мы так быстро нашли понимание с десятиклассниками, решая вопрос о вхождении в программу. Наши дети умеют писать исследовательские работы, защищать проекты, работать в группах. - Проект будет ограничен участием только двух учебных заведений? - Первоначально были отобраны две гимназии, далее объявлен конкурс, дающий возможность любым школам городов присутствия госкорпорации «Росатом» войти в эту сеть, но откликнулись только четыре, и еще не факт, что они будут приняты в программу. Ведь критерии отбора очень жесткие, оцениваются возможности всего педагогического коллектива, уровень результатов деятельности детей. Школа должна иметь инновационный опыт, которым нужно будет делиться с другими учебными заведениями, организовывать стажировочные площадки для педагогов и администрации школ Росатома, проводить семинары. Это большая ответственность. Такая система обучения старшеклассников через несколько лет, а точнее к 2020 году, будет во всех школах России, и мы стали первыми, кто уже начал её применять. - Как дети отреагировали на предложение войти в эту программу? - Реакция была неоднозначной. Это выразилось в проектах, которые дети защищали: у кого-то они были чисто формальные, структурированные, грамотные, за другими было видно душу, переживания. Но, по-крайней мере, мы не получили ни одного отказа войти в эту систему обучения, хотя и были готовы к такому варианту. Более того, многие из десятиклассников выразили нам благодарность за такую возможность. И это важно, ведь чем раньше они осознают значимость такой системы обучения, тем легче для них пройдут ближайшие два года. Они получили возможность пораньше повзрослеть, взять на себя ответственность, сделать выбор. Сегодняшние 11-классники даже по-хорошему позавидовали им. - Такая система обучения в старшей школе теперь будет в гимназии на постоянной основе? - Да, в следующем году новый десятый класс пойдет по этому же пути. Сегодня мы уже думаем о том, как готовить к такой системе обучения девятиклассников. Учить делать выбор надо еще раньше, поэтому более углубленно работать с детьми будем уже в основной школе. Как показывает статистика, сегодня каждые 8 лет приходится менять профессию. Поэтому уже с раннего возраста надо учиться делать выбор и нести за него ответственность. Жанна ОБЛОМКИНА Комментарии: Написать комментарий
|
Опрос |