Главная → Материалы → ОБРАЗОВАНИЕ → Когда не стоит напоминать об ответственности
Когда не стоит напоминать об ответственностиУ выпускников началась горячая пора – подготовка к ЕГЭ. Ни для кого не секрет, что этот процесс сопряжен с большой психологической нагрузкой, которая непосредственным образом оказывает влияние на результаты сдачи экзаменов. Как пройти этот этап более продуктивно и безболезненно? Об этом – в интервью с психологом КЦСОН Еленой Дедюхиной. - С одной стороны, стресс – это нормальная реакция организма в экзаменационный период. Эмоциональные всплески даже полезны, ведь они стимулируют умственную деятельность, но только до тех пор, пока они в меру. А излишнее эмоциональное напряжение может негативно отразиться не только на результатах сдачи экзаменов, но даже на здоровье выпускника. Большую роль в такой ситуации играет личное отношение школьника к трудным жизненным обстоятельствам и способам их преодоления. Зачастую ребенок с раннего возраста учится этому отношению у родителей, то есть многое зависит от того, как в данной семье справляются с какими-то проблемами. В идеале выпускнику нужно сформировать адекватное отношение к сдаче экзаменов. Главное – не переоценивать значимость данного события, что, кстати говоря, происходит очень часто. Например, ЕГЭ можно воспринимать как одно из жизненных обстоятельств, которых впереди будет еще очень много. При правильном подходе эту ситуацию возможно даже использовать как один из способов повышения самооценки, работы над собой, формирования объективного отношения к трудностям. - Существуют ли способы, которые помогут выпускнику настроиться на положительный результат, поверить в свои собственные возможности? - Один из мощнейших инструментов – это работа с установками. Если человек во что-то верит, то зачастую его сложно переубедить в обратном. А вера есть не что иное, как установка. И если, например, постоянно повторять себе: «У меня все получится, я обязательно справлюсь», то в итоге это сформирует уверенность в положительном исходе. Также можно представлять конечный результат: экзамен уже сдан, и все прошло успешно. Настрой человека в конкретной ситуации играет важную роль в ее разрешении. Также при подготовке к экзаменам выпускнику не стоит забывать о важности такого момента, как расслабление. Ведь напряженное внимание менее результативно, чем расслабленная сосредоточенность. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, надо не напрягать и подгонять себя, а, наоборот, расслабиться. Очень эффективно элементарное дыхательное упражнение: дышим медленно и глубоко, при этом выдох должен быть длиннее вдоха. Всего несколько минут такого упражнения - и вы почувствуете расслабление во всем теле и вместе с тем активизируете мозговую деятельность. Важно через каждые 40-50 минут занятий делать небольшие перерывы, во время которых стоит полностью переключать свое внимание с подготовки к экзаменам на что-то другое, умственную деятельность всегда лучше чередовать с двигательной – заняться домашними делами, выйти на несколько минут на улицу или хотя бы поработать с дыханием. Также хорошо снимает напряжение гимнастика для глаз. Если изучаемая тема слишком сложная, то можно использовать один из самых эффективных способов запоминания: повторить материал на ночь - перед самым засыпанием и сразу после пробуждения. Кстати, во время подготовки к экзаменам рекомендуется увеличить время сна в среднем на один час. Стоит исключить из употребления такие стимуляторы, как кофе и крепкий чай, ведь они возбуждают нервную систему, а наша цель, наоборот, создание благоприятной, спокойной атмосферы. Поэтому во избежание отрицательных эмоций лучше отказаться от просмотра телевизора, и даже музыку слушать только ту, в которой нет слов. - Елена Павловна, каким образом родители могут посодействовать выпускникам в подготовке к экзаменам? - Психологическая поддержка со стороны родителей – один из важнейших факторов, определяющих успешность их ребенка при сдаче ЕГЭ. К сожалению, очень часто близкие, сами не зная того, применяют ложные способы поддержки, например гиперопеку, которая лишь провоцирует тревожность ребенка. Во-первых, важно, чтобы сами родители были спокойны и уверенны, ведь дети эмоционально с ними связаны и подсознательно воспринимают схему поведения взрослых. Во-вторых, нужно правильно выстроить общение в этот период. Как можно чаще ненавязчиво использовать в разговорах такие установки, как: «ты справишься, у тебя все получится». Ни в коем случае нельзя стимулировать у ребенка соперничество со сверстниками, оно отнимает много психологической энергии. Подлинная поддержка заключается в подчеркивании способностей, которые можно найти у каждого школьника - от умения быть внимательным до наличия хорошей памяти – всего, что поможет выпускнику реализоваться на экзамене. Родители должны поработать над собой – забыть о прошлых неудачах ребенка и постоянно вспоминать о его достижениях, напоминать ему о них. Важную роль играют легкие прикосновения и поглаживания во время общения, они помогают почувствовать вашу искренность. Не стоит напоминать об ответственности за результаты предстоящего события, запугивать сложностями подготовки. Лучше прорепетируйте со своими детьми сам экзамен, выступите в роли учителя, это будет своего рода психологической подготовкой для выпускника. И самое главное – у родителей должна быть вера в своего ребенка. Я знаю одного молодого мужчину: его мама сказала ему еще в детстве такие слова поддержки, которые до сих пор помогают ему в сложных жизненных ситуациях. А если у выпускника есть какие-то психологические барьеры, мешающие ему в подготовке к предстоящим экзаменам, то лучше обратиться за помощью к специалисту. В частности, в Комплексном центре социального обслуживания эта помощь оказывается безвозмездно. Жанна ОБЛОМКИНА Комментарии: Написать комментарий
|
Опрос |