Главная » Материалы » ОБРАЗОВАНИЕ » Книжная культура современного ребёнка – так назывался семинар-практикум, который прошёл 20 ноября, во Всемирный день ребёнка, в Детской библиотеке.

Книжная культура современного ребёнка – так назывался семинар-практикум, который прошёл 20 ноября, во Всемирный день ребёнка, в Детской библиотеке.

 

Первой выступила Марина Валерьевна Криворучко, заместитель директора Публичной библиотеки по инновационно-методической деятельности. Она акцентировала внимание на том, что чтение в настоящее время – хоть во всём мире и падает к нему интерес – всё же гораздо более востребовано, чем компьютер. Дело в том, что наши дети будут работать в более сложное время, потребуется креативное нелинейное мышление. Дать его может только чтение. Кино, театр, компьютер предлагают ребёнку готовый образ. Мы его воспринимаем, никак не проявляя свои таланты. Когда же мы читаем, в нас пробуждается воображение, а это - основа творчества. Начинать приобщать ребёнка к чтению нужно как можно раньше, ведь от того, что читают дети и читают ли они вообще, зависит, уверена Марина Валерьевна, их успех в будущем.

- Когда мы говорим о чтении, часто произносим термин «семейное чтение». За рубежом семейное чтение сводится просто к обучению грамотности. К счастью, нам это пока не грозит, но, возможно, когда-нибудь, - подчеркнула Марина Валерьевна, - станет проблемой и для нас. Сейчас мы говорим о семейном чтении как о возрождении давних традиций, о сохранении семьи, о личностном развитии ребёнка. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает.

Есть претензии и к современной школьной программе. Она, по словам Марины Валерьевны, нацелена на подготовку ребёнка уже с первого класса к ЕГЭ: ученик должен знать какие-то частности (главная мысль, главный герой и т.д.). На понимание же текста времени не остаётся.

Кроме того, возникает вопрос: что именно читать? «С одной стороны, - заметила Марина Валерьевна, - молодые родители – это, как правило, дети девяностых (время развала страны и полной смены ценностей; родители день и ночь на работе, ребёнок предоставлен сам себе). Многие из них в своё время не прочитали классическую детскую литературу. С другой стороны, сейчас очень много новых имён, и, чтобы не утонуть в этом море информации, нужно в ней как-то ориентироваться. Да, есть замечательные писатели, но ведь есть и такие, произведения которых я бы, например, своим детям читать не стала».

 

С точки зрения Галины Леонидовны Девятайкиной, учителя русского языка и литературы городской гимназии, в дошкольном возрасте должны доминировать игровые технологии. Не стоит подменять их учёбой. Надо помнить, обратила внимание Галина Леонидовна, о том, что время работать над техникой чтения у малыша ещё будет, а вот возможности получать удовольствие просто от чтения, тем более, если он находится рядом с родным человеком или любимым воспитателем, ребёнок будет лишён.

- Включитесь в игру вместе с ребёнком, - призывает Галина Леонидовна, - для него это важно. Он попадает в сказочную страну. Там всё – другое. Зато есть возможность поразмышлять вместе с вами, порассуждать. Все «почему» ребёнка должны вас только радовать. Именно так он познаёт мир. Малыш испытывает палитру чувств, удивляется, а значит, растёт как личность.

Погоня за формированием умений и навыков техники чтения убивает детскую непосредственность восприятия художественного слова, впоследствии же приводит к эмоциональной бедности ребёнка. В этом Галина Леонидовна убеждена. «Мы наблюдаем такую особенность у одарённых детей. Именно такие дети менее способны к проявлению милосердия, заботы о другом человеке, отзывчивости», - отметила она.

- Ребёнку, который сопереживает литературному герою, потом будет проще сопереживать кому-то рядом, - дополнила Ирина Викторовна Остапенко, заведующая Детской библиотекой.

 

Почему же дети не хотят читать? Во-первых, считает Ирина Викторовна, потому что родители мало читают. Во-вторых, негативным образом сказывается влияние Интернета. «Малыш прекрасно знает о том, что в Интернете можно быстро достать любую информацию, и покупается на это», - говорит Ирина Викторовна.

Третьей причиной она назвала рациональный характер чтения. «Есть такие родители, - объясняет Ирина Викторовна, - которые понимают, что ребёнок должен читать, должен знать современную литературу. Должен. Превалирует это слово. Ребёнок осознаёт, что читать надо, для того чтобы хорошо писать, хорошо говорить, чтобы достичь успеха, но душа его как раз не затрагивается».

На четвёртом месте в рейтинге причин нежелания детей читать – стимулированное чтение. Как только ребёнок перестаёт играть, принимать участие во всевозможных викторинах, конкурсах, побуждающих к прочтению той или иной литературы, он перестаёт читать. Плохо также, если ребёнок вынужден читать, чтобы не получить двойку, не расстроить маму с папой. Да и сами книги - те, что созданы по сценарию сериалов, комиксы, – оказываются вредны. Дети, полагает она, должны читать книги с прекрасными иллюстрациями и хорошим правильным текстом.

 

Сформировать устойчивый интерес к чтению новоуральским ребятам помогает, в том числе, Студия творческого чтения. Рассказала о ней и даже показала, что это такое, Наталия Сергеевна Богатова, главный библиотекарь отдела культурных проектов и внешних связей МБУК ПБ НГО. «Одно из условий, - говорит она, – правильно выбранное произведение. Обязательно учитываются два фактора - краткость и сюжетность. К тому же мы стараемся выбирать книги, которые формируют или корректируют механизмы нравственного поведения, ведь мы надеемся, что после нашего занятия ребёнок будет немножечко мудрее, добрее, позитивнее. Занимаясь в Студии творческого чтения, дети развивают фантазию, учатся мыслить и отстаивать свою точку зрения».

 

Книжная культура, по сути, - это показатель интеллектуального уровня населения. Каким будет этот уровень, зависит от нас с вами.

Екатерина ГИЛЯЗОВА

 

 

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.