Главная → Материалы → ОБРАЗОВАНИЕ → Духовная музыка – стержень души
Духовная музыка – стержень душиВ Театре музыки, драмы и комедии прошел заключительный в этом учебном году театральный урок. Его темой стала духовная музыка как памятник культуры. Ведущая урока Екатерина Владимировна Гончарова сначала провела со школьниками своеобразную разминку: спросила, что такое религия, молитва, что означает слово «аллилуйя». Рассказала о христианстве, о том, как оно разделилось на католицизм и православие, и что главной молитвой в православии является «Отче наш». Эту молитву и другие произведения духовной музыки исполняли хор Театра музыки, драмы и комедии под управлением главного хормейстера Евгении Николаевны Решетниковой, а также солисты хора. Продолжая тему духовной музыки, Екатерина Владимировна Гончарова рассказала об особенностях и различиях музыкального сопровождения Богослужения в католических и православных храмах. Рассказала еще об одной ветви христианства – протестантизме и присущей ему музыке – негритянских духовных песнях спиричуэлах. Оказывается, протестантские молитвы сопровождаются ритмичной заводной музыкой. Дети охотно включились в исполнение спиричуэла: подпевали хору и хлопали в такт музыки. Им это очень понравилось. Завершая урок, его ведущая подчеркнула, что вообще музыка является неотъемлемой частью религии. Ни одно верование не обходится без своего музыкального сопровождения. Дети поблагодарили артистов бурными аплодисментами. Когда все закончилось, несколько учениц лицея № 58 поделились со мной своими впечатлениями. Виктория Воробьева, 5 «Г» класс: - Мне очень понравилось. Из того, что нам сегодня рассказывали, примерно половину я знала – на истории мы немного проходили про религию. Особенно интересно было, когда мы пели вместе с артистами. После сегодняшнего урока мне захотелось побольше узнать о духовной музыке. Юлия Бочкарева, 5 «В» класс: - Самое яркое впечатление - когда пели веселую молитву. Это было захватывающе! Нас всех взбодрило после серьезной музыки. Но и серьезную музыку слушать было интересно. Когда ее слушаешь, хочется самой стать серьезнее. Все это полезно изучать, знакомиться с театром, узнавать новое. Дарья Нетецкая, 5 «В» класс: - Мне этот урок очень понравился. Красиво играл рояль. И еще было немного забавно, когда мы с артистами пели и хлопали. Это было прикольно! По-моему, такие уроки духовности каждый человек в своей жизни должен пройти. На обычных уроках мы получаем знания, а духовные - успокаивают душу, расслабляют, заставляют задуматься.
По сложившейся традиции мы обсудили урок и с теми, кто его готовил и проводил. Главного хормейстера театра Евгению Николаевну Решетникову я спросил, насколько, на ее взгляд, как профессионального музыканта, такие уроки полезны детям, нужны ли они им? - Я, конечно, думала об этом сама и разговаривала с артистами. Мое мнение – такие уроки бесценны. И для подрастающего поколения, и для взрослых людей. Бывает, что в нашей жизни что-то круто меняется, и если у нас внутри нет сильного духа и мы не знаем, куда эмоционально себя обратить, - вот она, подсказка, это духовный урок. Музыкальную программу для урока мы подготовили специально. При этом не стали ее упрощать. Музыку я подбирала, руководствуясь внутренним ощущением, что нет музыки детской и взрослой, а есть хорошая или плохая. Мы взяли сложные произведения, но такие, которые в обычной жизни нигде услышать не сможем – ни по телевизору, ни в костелах, поскольку их у нас нет. Артисты выкладывались полностью, ни в чем себя не жалели, старались даже превзойти свои возможности. Если исполненные нами произведения останутся у детей в голове – это на всю жизнь. И я считаю, что духовной музыкой мы закладываем у них в сознании очень серьезное отношение к жизни. У ведущей урока Екатерины Владимировны Гончаровой я поинтересовался, как дети реагировали на происходящее, был ли у нее контакт с аудиторией. - Надо сказать, что тема достаточно сложная. В таком возрасте далеко не у всех детей, я думаю, сформировалось свое отношение к религии. Может быть, кто-то ее вообще не воспринимает. К тому же страна наша многоконфессиональная. Для кого-то, может быть, христианство – не та тема, которую они хотели бы послушать. Но были и дети, которые даже подпевали молитве. Например, когда хор исполнял «Отче наш», я видела, как некоторые дети шевелили губами, значит, они знают этот текст. Я видела, что девочки записывали пение хора на диктофон. Когда мы говорили об особом смирении при пении некоторых молитв, дети опускали глаза, то есть проявляли какую-то свою причастность. Тем самым они показывали, что глубоко вникли в тему урока. Хотя, конечно, не все школьники вели себя так. Но большинство вполне определенно было вовлечено в происходящее. Некоторый итог уроку подвела и учитель английского языка лицея № 58 классный руководитель Наталья Евгеньевна Хасанова: - Прежде всего, спасибо артистам, они действительно выкладывались на сто процентов. Надо отметить, что дети, пришедшие на урок, подготовлены по-разному. Кто-то из них учится в музыкальной школе, им многое знакомо. А есть дети, которые вообще не имеют никакой базы.Некоторые из них никогда не бывали ни на концертах, ни в театре. Поэтому значение данного урока трудно переоценить. Школьники могут забыть названия произведений, фамилии композиторов, но у них останется вкус от этих уроков, останется какая-то эмоциональная составляющая, яркие впечатления, и они их никогда не забудут. Будут вспоминать и пение хора, и звучание рояля, и всю театральную обстановку. Они прикасаются к чему-то такому, к чему у них нет возможности прикоснуться в обыденной жизни, на обычных уроках. Я уверена, что нынешнее поколение пяти-, шестиклассников – это дети, которые познают жизнь через деятельность. Они приходят в театр, садятся, смотрят, отвечают на вопросы. Тем самым они вовлекаются в диалог, и им это очень нравится. Я уверена: всё познанное через деятельность дает хороший результат. Владимир ПАВЛОВ,
фото автора Комментарии: Написать комментарий
|
Опрос |