Главная » Материалы » АКТУАЛЬНО » Невеселый юбилей (Продолжение)
Невеселый юбилей (Продолжение)В соответствии с законом управление образовательным учреждением строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. Что такое принцип единоначалия, надеюсь, понятно. Это - соответствующим образом аттестованный директор, который осуществляет непосредственное управление деятельностью образовательного учреждения.
Наблюдательный и попечительский... А вот к органам самоуправления относится целая куча советов: педагогические, методические, попечительский, наблюдательный, управляющий и иные. Порядок создания, состав и полномочия которых, равно как и порядок их деятельности, определяются Уставом учреждения. Поскольку Новоуральский технологический колледж - это автономное образовательное учреждение, то для контроля за его финансовой и хозяйственной деятельностью был создан наблюдательный совет. Это такая общественная структура, в которую входят как работники учреждения, так и представители работодателя и общественных организаций. Председателем наблюдательного совета от Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) был избран Виктор Иванович Токачев. Наблюдательный совет может дать какие-нибудь рекомендации (непонятно кому), какие-нибудь заключения (по какому-нибудь отчету), может выступить с какой-нибудь инициативой или же попросить у кого-нибудь чего-нибудь (у города, у области). Но никаких юридических полномочий у совета нет. Это, по сути, общественная организация. А как у нас относятся к общественным организациям? Правильно. Их зачастую просто посылают. В пешее эротическое путешествие. Как вежливо, так и открытым текстом. В середине сентября был создан попечительский совет. Председателем избрали Виктора Олеговича Матвеева, в прошлом - выпускника колледжа, а ныне зам. председателя профкома УЭХК и депутата Думы. Попечительский совет - это тоже, по большому счету, общественники. Однако функции у совета несколько другие. По крайней мере, некоторые члены из попечительского совета по результатам хозяйственной деятельности своего предприятия могут оказать реальную помощь, скажем, каким-то образом помочь развитию материальной базы учреждения. Или вот, к примеру, председатель является депутатом Думы, значит, и он на своем уровне может поднять вопросы о проблемах, которые у колледжа на сегодняшний день существуют.
Треугольник Надо сказать, что любое учреждение профессионального образования без рынка труда существовать не может. Вот представьте себе треугольник. Одна сторона которого - это абитуриент, желающий получить образование и навыки в той или иной профессии. Другая сторона - это, в нашем случае, Новоуральский технологический колледж, который может дать образование и научить профессии. И третья сторона - это работодатель, которому нужен такой специалист и который с удовольствием возьмет выпускника колледжа на работу. Так вот, сейчас такого треугольника нет и в помине. Есть разрозненные субъекты. Объединить эти субъекты в единое целое смог бы координационный совет. Причем это характерно не только для Новоуральского технологического колледжа. В равной степени это касается и Уральского политехнического колледжа, и филиала медицинского колледжа, и НТИ НИЯУ МИФИ, и даже всех школ... Почему? А давайте заглянем в недавнее прошлое.
Ретроспектива Как подобные вопросы решались при социализме? Ответ прост: при социализме была плановая экономика. И была система планирования замены трудовых ресурсов. И составлялся баланс трудовых ресурсов, вместе с кадровиками предприятий. И ответственные лица знали, сколько работников уйдет на пенсию в следующем году, а сколько - через год и даже через пять. Знали не просто по годам, а чуть ли не по месяцам могли спрогнозировать. Речь шла не о каких-то абстрактных гражданах, которые должны были уйти на пенсию. Речь шла о совершенно конкретных специалистах - сварщиках, столярах, малярах, слесарях, станочниках, аппаратчиках, сборщиках и прочее, и прочее. Точно так же планировали и обучение в ГПТУ и техникумах. И знали, сколько школьников пойдет учиться в 9-й класс, а сколько - в техникум и в училище. И если выходил (по предварительным прикидкам) где-то прокол, то усиливали работу по профориентации среди школьников. Я сам, будучи восьмиклассником (более сорока лет назад), был на экскурсии в ГПТУ-2 и помню, как сильно мне захотелось продолжить учебу именно там, настолько вкусно и заманчиво рассказывали о своем училище мастера и педагоги. И если задумывалось на данной территории (в городе или области) создание какого-либо нового производства, то загодя начинали готовить и специалистов. И в техникумах, и в училищах разрабатывались планы обучения по новой специальности, искали новых преподавателей и мастеров. Если было необходимо, то приглашали специалистов из других городов и решали вопросы с жильем. А потом пришло правительство гарвардских мальчиков и завлабов и уничтожило Великую страну. И теперь ничего даже близко похожего на систему планирования замены трудовых ресурсов нет. По крайней мере, в нашем городе. В скобочках заметим, что в некоторых городах области колледжи иногда пользуются поддержкой градообразующих предприятий. Дело в том, что правилами, которые существуют в образовании, определено, что министерство образования области оплачивает 50% затрат колледжа при условии, что вторые 50% закроют производства как будущие потребители рабочей силы. Первоуральский новотрубный завод, Северский трубный завод в Полевском, Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, Верхнепышминский УГМК - все эти предприятия закрывают затраты своих колледжей наполовину, и проблем у образовательных учреждений нет. Более того, некоторые колледжи даже расширяют свою станочную базу. За счет таких изгоев, как наш Новоуральский технологический. Поскольку в Новоуральске резко упала потребность в специалистах, а значит, и в оборудовании, и одновременно УГМК запланировала увеличение подготовки станочников, то года четыре назад несколько токарных станков были проданы в Верхнюю Пышму. С разрешения министерства образования, естественно.
Координационный совет О создании координационного совета при главе города говорилось давно. Еще во время своей предвыборной кампании В.Н. Машков озабоченно кивал головой и обещал все исправить. Впрочем, в преддверии выборов все бьют себя пяткой в грудь и обещают исправить, развить, улучшить, углубить... Какие задачи возлагались бы на координационный совет? Полагаю, что независимо от местоположения цели и задачи у подобных организаций одинаковые. Так что заглянем в Положение о координационном совете по развитию профессионального образования в Екатеринбурге (к слову, в столице Урала этот совет был создан еще в 2008-м году). Цитировать не будем, а дадим в вольном изложении. Итак, совет создается с целью развития профессионального образования, формирования кадрового потенциала территории и координации взаимодействия органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций всех форм собственности. Задачами совета являются: участие в формировании и реализации политики кадрового резерва, активизация деятельности промпредприятий всех форм собственности в развитии сети профессионального образования, укрепление учебно-материальной базы существующих учреждений начального и среднего профессионального образования новым и новейшим оборудованием. Кроме поставленных задач, координационный совет выполняет еще и ряд функций (так в Постановлении). Приведу в качестве примера одну из этих функций (дословно): "Совет... рассматривает предложения по взаимодействию общеобразовательных учреждений с промышленными предприятиями и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования по организации предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся выпускных классов, их ориентированию на дальнейшее обучение и получение ведущих рабочих профессий и инженерно-технических специальностей, установления (восстановления) шефства предприятий над школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования, заключения договоров о сотрудничестве, обеспечения учащихся оплачиваемыми рабочими местами в период производственной практики, гарантированного обеспечения рабочими местами выпускников профтехучилищ". Все остальные функции столь же замечательные. Я не знаю, выполняется ли данное Постановление в Екатеринбурге, но, как мне кажется, потребуется приложить немало сил для того, чтобы оно заработало. Может быть, именно поэтому городские власти и манкируют созданием координационного совета при Главе города?
ТОР Скоро эту аббревиатуру легко расшифрует даже первоклассник. О создании ТОРа в Новоуральске вполне официально поведал 12 сентября 2016 года на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым тогда еще действующий гендиректор Росатома Сергей Кириенко. Впрочем, и прежде разговоров о ТОР было много. У меня к ТОРу свое, несколько скептическое отношение. Мне непонятно, с какой целью в течение нескольких лет оптимизировали УЭХК до полумертвого состояния, а затем помпезно вселяли надежду в несколько чудом оставшихся в живых подразделений комбината. Ну ладно, ТОР так ТОР. Нас эта территория интересует в контексте системы профессионального образования. Если конкретно, то в рамках ТОРа в Новоуральске планируется создание двух тысяч рабочих мест и инвестирование в предприятия Новоуральска около 20 миллиардов рублей. Об этом восторженно-задорно поведал нам бывший гендиректор Росатома. В качестве подтверждения данного утверждения - цитата с сайта правительства Свердловской области: "Заявка подана, заявка хорошая, и, по нашим оценкам, в Новоуральске будет создано более двух тысяч дополнительных рабочих мест и привлечено более двадцати миллиардов рублей инвестиций". Интересно, понимают ли оба представителя властной вертикали (Кириенко и Машков), что невозможно создать территорию опережающего развития без инвестирования в образование? К примеру, сколько конкретно понадобится новых рабочих мест при создании пяти кластеров ТОРа (и вновь я хочу извиниться перед читателем за новояз)? Поскольку спросить об этом Сергея Владиленовича невозможно, я адресую эти вопросы Владимиру Николаевичу. Еще одна цитата из Сергея Владиленовича: "У нас в России есть три предприятия, которые занимались проектированием и производством газовых центрифуг, одно в Нижнем Новгороде, второе - в Санкт-Петербурге. Мы приняли решение об их объединении на базе Уральского завода газовых центрифуг. Здесь будет собрано целое научно-производственное объединение, которое помимо основной деятельности будет выполнять заказы нефтегазовой отрасли. Это довольно большой объем. Уже в этом году выручка должна составить более миллиарда рублей, а в ближайшие годы - приблизиться к семи миллиардам. Это хорошее перспективное направление в рамках программы по импортозамещению. Будет все в порядке и с инвестициями, и заказами". Уральский завод газовых центрифуг, сокращенно - УЗГЦ. У Новоуральского технологического колледжа с этим подразделением комбината (я уж так, по старинке называю) очень хорошие и тесные связи. В части первой я рассказывал о том, как колледж благодаря тесному взаимодействию с УЗГЦ выиграл грант, приобрел оборудование, провел обучение и трудоустроил выпускников на УЗГЦ. Это один из немногих положительных примеров сотрудничества промышленного предприятия и учебного заведения. Но вот теперь... Будет ли финансирование программы обучения молодых специалистов в колледже со стороны УЗГЦ (читай, программы ТОРа)? Сколько молодых специалистов будет востребовано? Не окажется ли проще (с точки зрения менеджеров, оптимизирующих всё и вся) пригласить станочников из других ЗАТО? А ведь это только одно направление ТОРа. Давайте представим себе, что столь же необходимыми окажутся строительные специальности. Сколько будет востребовано в грядущие годы отделочников, маляров, плотников, штукатуров, бетонщиков, сварщиков? Кто ответит на эти вопросы?
Совет старейшин... В завершение я хотел бы обратиться к старейшинам города - уважаемым почетным гражданам Новоуральска. Глава города приходит на пять лет. И, к сожалению, им может оказаться абсолютно случайный и посторонний человек. Дума избирается на пять лет. Это - более представительный орган власти. Ваш же статус - статус почетных граждан Новоуральска - пожизненный. Велик почет, но велика и ответственность. Именно поэтому я обращаюсь к вам. Статью в газете могут не заметить. Голос журналиста - проигнорировать. Но если вы, уважаемые и почетные граждане Новоуральска, продублируете вопросы, поднятые в данном материале, от вас не так-то легко будет отмахнуться. Тем более что в вашем круге есть и уважаемый Владимир Георгиевич Рыжков, бывший в течение долгих лет директором СГПТУ-2 или, говоря современным языком, директором Новоуральского технологического колледжа. А посему, надеюсь, вы не отмахнетесь и не скажете, что это - "не ваша компетенция". Дмитрий Никаноров Читать по теме: "Невеселый юбилей" Комментарии: Написать комментарий
Фомин Владимир
|
Опрос |